Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на развитие экономики

В статье рассматривается проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Представлены причины бюджетного дефицита, допустимые их размеры. Для борьбы с бюджетным дефицитом рассмотрены методы их преодоления. Проведен анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственного долга.

Ключевые слова: дефицит, бюджетный дефицит, государственный долг, федеральный бюджет.

Одной из наиболее важных характеристик бюджета является наличие в нем дефицита или профицита. Именно по этим показателям судят о состоянии бюджета, насколько он «здоров».

При благоприятном развитии экономики в стране расходы бюджета равняются доходам (т.е. является сбалансированным), либо доходы бюджета превышают расходы (профицит бюджета). Однако в силу различных факторов, возникают ситуации, когда расходы бюджета превышают доходы. Данное явление негативно отражается на экономике страны, вызывая инфляцию и возникновение государственного долга.

Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:

  1. Спад всего общественного производства;
  2. Рост теневого сектора экономики, коррупция;
  3. Возросшие расходы на оборону;
  4. Не обоснованно завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ.

В случае если дефицит бюджета составляет не более 3% ВВП, то есть возможность его преодоления, такой дефицит называется временным. Если дефицит бюджета не превышает 10%, его называют допустимым дефицитом, а если достигает более 20 % — критический дефицит.

В законодательстве Российской Федерации допустимо наличие определенного размера дефицита бюджетов различных уровней, при котором не требуется вмешательства государства в его регулирование. Допустимый размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер регионального дефицита не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета — 10%.

Для покрытия бюджетного дефицита существуют такие финансовые методы, как:

  1. Выпуск в обращение дополнительной денежной массы (что, в свою очередь приводит к инфляции);
  2. Выпуск облигации государственного займа (рост внутреннего долга);
  3. Финансирование и кредитование от других государств (рост внешнего долга).

Проведя анализ данной таблицы, мы наблюдаем, что федеральный бюджет за 2015г. исполнен с дефицитом 1961,0 млрд. руб., который составил 2,4% к объему ВВП. Согласно БК России, бюджетный дефицит не превышает установленных норм, и как показывает мировая практика, положение в стране считается контролируемой. Если сравнивать с показателями 2013г., то дефицит в 2015г. увеличился в 3,8 раза (на 1439,6 млрд. руб.). Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние заимствования. Внешние заимствования с 2013г. сократились на 222,9 млрд. руб.

Внешний долг по сравнению с внутренним является более серьезной проблемой, чем внутренний, так как он затрагивает не только обязательства по кредитам, но и политический аспект.

По состоянию на 1 января 2016г. объем государственного долга России составил 10951,9 млрд. руб. увеличившись за год на 652,8 млрд. руб. За отчетный период из-за снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам доля государственного внешнего долга России в общем объеме увеличилась с 29,7% до 33,3%. Соответственно, доля государственного внутреннего долга сократилась с 70,3% до 66,7%.

Главной проблемой государственного долга является тот факт, что государство, не рассчитавшись с основными долгами, прибегает к новым заимствованиям или дополнительным займам. Данную проблему можно решить следующими методами:

  1. Эффективное управление заимствованными средствами (направление их в проекты, которые в скором времени принесут доходы, превышающие сам долг и проценты по долгу);
  2. Недопущение долговой ловушки (работа ресурсов должна проводиться не на увеличение национального богатства, а на выплату долга).

Таким образом, бюджетный дефицит играет ключевую роль в процессах, разрушающих экономику страны, если не контролировать данную ситуацию. Так как для покрытия бюджетного дефицита основным источником его финансирования являются внутренние и внешние заимствования, появляется проблема управления государственным долгом. Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга.

Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга — одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.