Актуальные проблемы дистанционного обучения

Данная статья предназначена для рассмотрения актуальных проблем в дистанционном обучении сегодня. Огромные нововведения в сфере дистанционной педагогики, которые внедрялись на протяжении нескольких лет, создали ряд вопросов. Образовательный процесс в данной сфере потерпел большие изменения. С каждым годом увеличивается количество информационно-коммуникационных технологий, которые интегрируются в сферу образования. Для педагогов и учащихся появляются новые критерии для возможности участия в образовательном процессе. Наблюдается трансформация процесса обучения в более гибкий и динамичный процесс. Однако какие бы качественные изменения не происходили, всегда можно отыскать и проблемы, ведь некоторые технологии находятся ещё на стадии разработки и внедряются в качестве эксперимента. Для развития качества дистанционного процесса обучения необходимо выявить и исследовать данные проблемы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная педагогика, проблемы дистанционного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время в нашей жизни крепко укрепились информационные и коммуникационные технологии. В 21 веке умение работать на компьютере, обозревать и выискивать нужную информацию в Интернет-ресурсах являются одним из основных приоритетов во всех сферах жизни. Образовательная сфера не является исключением, и с каждым годом всё больше и больше технологий проникает в образовательный процесс.

Развитие информационных технологий дало нам понятие «дистанционная педагогика». Общественное мнение по поводу этих нововведений является положительным. По статистике каждый год увеличивается число желающих обучаться дистанционно. Данную программу начало активно поддерживать само государство. Примером может служить Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»[1]. Государство уделяет особое внимание именно электронным формам обучения, с использованием информационных и дистанционных технологий.

Появление инновационных технологий положительно сказывается на педагогике. Это заключение можно сделать исходя из того, что начали активно разрабатываться новые формы, методы, функции и средства для обеспечения дистанционного обучения. Однако если понятие «педагогика» уже давно сформировалось, то понятие «дистанционная педагогика» в науке полноценно ещё не сложилось. В связи с этим предлагаю своё изложение понятия дистанционной педагогики.

Дистанционная педагогика — это наука о влиянии информационно-компьютерных технологий, интегрированных в образовательный процесс посредством дистанционного обучения, на возможность самостоятельного обучения, самообразования и формирование для этого необходимых навыков.

Образование трансформируется в более гибкий и динамичный процесс обучения, который имеет свои индивидуальные черти. Это непосредственно связанно с внедрением новых цифровых технологий. В процессе данной трансформации сформировалось развитие взаимодействия между преподавателем и студентом (учителем и учеником).[2,С.203] Сложно сказать, что данные нововведения уже полностью готовы, так как некоторые моменты ещё находятся на стадии разработки, проводятся эксперименты.

Однако, наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий, возникает и ряд сопутствующих проблем. Огромный поток накопленной в Интернет-ресурсах информации интегрированный в педагогику для дистанционного обучения не мог пройти бесследно.

Первая проблема заключается в профессиональной подготовке преподавателей и учителей. Готовность самого преподавателя это один из главных элементов в дистанционном обучении. Во время интегрирования компьютерных технологий в дистанционную педагогику необходимо убедиться, что преподаватели подготовлены к таким нововведениям. Успешное дистанционное обучение начинается с уверенности преподавателей в том, что их способностей хватит для изучения всех технологий и их успешного применения. Массовая подготовка преподавателей и учителей в области информационных технологий будет способствовать развитию дистанционного обучения и современной педагогики.

Вторая проблема. Если в первой проблемы затрагивалась готовность учителей и преподавателей, то суть второй проблемы заключается в готовности учащихся. В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкиваются с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей, условий обучения, умения использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Поэтому необходимо разработать дистанционно-образовательную среду, которая будет направленна на адаптирование всех учащихся к дистанционному обучению и дистанционной педагогике в целом.

Следующая проблема заключается в ограниченном объеме возможности внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Такое внедрение требует огромных ресурсов — времени и средств. Большой спектр новых
учебных программ, методических рекомендаций, инструкций, пособий, примеров дистанционных уроков. Образовательные учреждения, решившие добавить в свой спектр образовательных услуг дистанционное обучение, должны обладать всем необходимым оборудованием. От качественно подготовленных образовательных учреждений зависит возможность для достойного дистанционного обучения. Примером данной проблемы свидетельствует неутешительная статистика данных о дистанционном обучении в г. Челябинске на 2018 год, представленная на рисунке 1.


■ Вузы без системы дистанционного образования
■ Вузы с наличием дистанционного образования
■ Вузы планирующие внедрение дистанционного образования

Рисунок 1 — структура данных о дистанционном обучении в г. Челябинске на 2018г., %

Четвёртая проблема. Отсутствие единого образовательного стандарта в дистанционной педагогике. Это связанно с тем, что большинство педагогов не желают работать по чужой образовательной программе, если она придумана не им. Другие педагоги сами неохотно предоставляют свои разработанные программы для возможности их законного заимствования.[3,С.58] Также каждое образовательное учреждение стремиться сделать свою программу, которая, по их мнению, является лучшей среди других. Отсутствие единого стандарта, хотя бы в основных моментах обучения, прямо отражается на образовательном процессе. По моему мнению, единый образовательный стандарт в дистанционной педагогике позволит избавиться от множества некачественных программ в этой сфере. Данный факт положительно повлияет на процессе обучения.

Пятая проблема. Отсутствие благоприятной среды. В стандартном процессе обучения атмосфера, которая возникает между учителем и учеником, зачастую бывает напряженной. На это есть свои причины, которые не раз обговаривались различными авторами. [4, С. 65] Стандартный процесс обучения «давит» на ученика, бывает, что даже на учителя. Как правило, большинство учеников, с радостью пропустило бы весь процесс обучения, чтобы избавиться от нагрузки. Педагоги не видят смысла в обучении тех, кто этого не желает. Дальше перечислять проблемы стандартного процесса обучения не вижу смысла. Суть в том, что дистанционный процесс обучения должен решить данные проблемы. Педагоги в дистанционной педагогике лишь «дают» информацию, а учащиеся её преобразовывают в полезные знания, использую лишь метод самообучения. А функция контроля над успеваемостью здесь передана компьютеру. В связи с этим должна возникнуть благоприятная атмосфера для обучения. Однако, как показывает практика, на сознание людей внедрение информационных технологий никак не повлияло. Зачастую обе стороны образовательно процесса остаются консервативны в своих взглядах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области дистанционной педагогики существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества дистанционного образования. Основные направления для
решения данных проблем: создание адаптивной дистанционно-образовательной среды для педагогов и учащихся. В процессе адаптации преподаватели должны усвоить основы для возможности обучать, а учащиеся для возможности обучаться. Следующее направление — подготовка образовательных учреждений для интегрирования информационно — коммуникационных технологий. Создание единого дистанционного образовательного стандарта: электронных учебников, методических рекомендаций, учебных пособий, а также различных комплексов и программ.

Существенный вклад в решение данных проблем внесут нововведения и инновации в области дистанционной педагогики. Для этого необходимо проводить новые исследования в области применения информационных технологий в педагогике, изучать влияния информационных технологий на педагогику в целом, а также на преподавателей и учащихся.