Цифровая экономика в образовании

Цифровая экономика в образовании

В статье рассмотрены особенности системы образования в условиях формирования цифровой экономики. Раскрывается сущность понятия цифровой экономики, информационно — коммуникационных технологий, а так же результат их использования в педагогическом процессе. Выделены основные направления внедрения информационных технологий в систему образования, рассмотрены педагогические цели использования информационно -компьютерных технологий в процессе обучения. Затронута тема государственного регулирования и обеспечения цифровизации сферы образования, выделены основные направления. Рассмотрена проблема организации сетевого взаимодействия с позиции совместной деятельности в рамках электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обозначено, что одним из условий формирования гармонично развитой личности в современном обществе, является активное использование информационно — коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Так же отмечена их роль в формировании более комфортных условий для работы педагога.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, сетевое взаимодействие, образование, система образования, педагогический процесс, педагог, обучающийся.

Начало XXI века характеризуется прорывным развитием цифровых технологий, революцией в пространстве информации и ускорением процессов глобализации экономики. Усложнение общественных структур и отношений, основой которых все чаще выступают современные цифровые технологии, вызывающие экспоненциальный рост потоков данных, выдвигает на первый план необходимость формирования экономики нового типа, основным инструментом которой выступают цифровые (информационные) технологии. Именно экономику такого типа принято в современной литературе обозначать таким понятием как «цифровая экономика». [2, с.9]

Исследованием этого понятия занимались многие зарубежные ученые, среди которых Д. Белл, Ф. Вебер и Д. Боде, Ф. Махлуп, А. Риис, А. Тофлер, X. Ханамари и Д. Вада, К. Эрроу. Впервые понятие «цифровая экономика» было употреблено в 1995 году американским информатиком Николасом Негропонте на базе Массачусетского университета. Однако Николас Негропонте не дал чёткого определения, употребляя это понятие в большей степени в качестве образного выражения, но не научного определения. [4]

В настоящее время учёные так и не пришли к единому мнению касаемо определения цифровой экономики. В работах российских ученых часто используются такие синонимы цифровой экономики как: «электронная экономика», «новый технологический уклад мира», «API экономика», «экономика приложений» и «креативная экономика».

Автор/источникОпределение
Иванов В.В. доктор экономических наук, член-
корреспондент РАН.
Цифровая экономика — это виртуальная среда,
дополняющая человеческую реальность.
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О
Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 —
2030 годы”
Цифровая экономика — хозяйственная
деятельность, в которой ключевым фактором
производства являются данные в цифровом
виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Путин В.В. российский государственный и
политический деятель, действующий
президент Российской Федерации [8]
Цифровая экономика — это инструмент,
обеспечивающий оперативность и качество
экономических отношений, но никоим образом не подменяющий экономические законы, профессиональное знание инженерии и опыт работы в промышленности.
Таблица 1

В таблице 1 приведена лишь малая часть всех существующих определений понятия «цифровая экономика». В целом понятие «цифровая экономика» можно раскрыть как: хозяйственная деятельность субъектов, связанная с производством и реализацией товаров и услуг (работ), посредством передачи, обработки и хранения больших массивов информации и использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» декларируется , что приоритетным направлением развития России является создание благоприятных условий формирования в России общества знаний. А так же в данном документе выделяется такой национальный интерес государства как развитие цифровой экономики. [0, п. 23, Глава III].

Органы государственного управления предпринимают значительные усилия по цифровизации всех общественных сфер жизни. Данная тема активно рассматривается на многих экономических форумах, ей посвящены масштабные государственные программы. К важнейшим направлениям цифровизации можно отнести:

  1. Реформирование образовательной инфраструктуры. В условиях автоматизации различных производственных процессов, которая привела к полному или частичному исчезновению ряда специальностей, а так же массовой нехватки специалистов, владеющих цифровыми знаниями , умениями, навыками, необходима адаптация образовательной инфраструктуры к новым требованиям. В системе образования необходимо разрабатывать и внедрять принципиально новые подходы к обучению, что позволит обеспечить высокий уровень базовой цифровой грамотности населения. [2, с. 12]
  2. Финансирование прикладных исследований и цифрового предпринимательства. На сегодняшний день важным является развитие научно-исследовательских центров для проведения фундаментальных исследований. Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженерно­техническим персоналом и недорогой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Это подтверждается тем, что индекс инновативности Челябинской области на 2017 год составил 0,47. Стоит отметить, что данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. [3, с,99]. Таким образом, цифровая эпоха предполагает постоянную адаптацию всей образовательной инфраструктуры к новым условиям исследований в сфере компьютерных наук и цифровых бизнес-моделей.
  3. Переподготовка кадров и дополнительное образование. По оценкам Глобального института McKinsey, в мире к 2036 году будет автоматизировано до 50% всех рабочих процессов, что приведет к значительному высвобождению рабочей силы, сокращению количества рабочих мест, требующих средней квалификации. В решении задачи обеспечения экономики кадрами, владеющими определенной компетенциями, особую роль играют центры повышения квалификации и массовой переподготовки персонала. Они позволят получить новые навыки специалистам тех компаний, которые не в состоянии самостоятельно организовать процесс обучения, разработки и апробации новых цифровых технологий. [9]
  4. Решение приоритетных задач цифрового развития отраслей. Чтобы оперативно принимать решения по ключевым вопросам цифрового развития отраслей, целесообразно создать постоянные площадки для ведения диалога между государством и представителями отраслей. Это взаимодействие будет более эффективным и обоснованным, если оно будет проводиться с участием представителей образовательных и научно-исследовательских учреждений. [2, c.13]
  5. Развитие цифровой инфраструктуры. Современному обществу необходим комплекс мероприятий, которые будут направлены на устранение цифрового неравенства, обеспечение равного доступа к базовым инфраструктурным сервисам и более широкому спектру цифровых услуг, например таких как дистанционное обучение, которое обеспечивает возможность получения качественного образования жителем любой точки страны.
  6. Пропаганда инноваций. Цифровая грамотность, желание и готовность использовать новые методы решения проблем, рисковать, экспериментировать в будущем будут приобретать всё большее значение, определяя успех отдельной личности и бизнеса.

Ученые употребляя термин «цифровая экономика» иногда рассматривают его как характеристику уровня развития экономики на этапе перехода к четвертому технологическому укладу, когда ведущей становится тенденция «автоматизации» интеллектуальных процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) . Иными словами, цифровую экономику создают бизнес — модели, а технологии в ней играют роль инструмента. [2, 12]

Информационные технологии в современном обществе используются практически во всех сферах общественной жизни, исключением не стало и образование. ИКТ в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней, а так же условием успешного развития процессов информатизации общества в целом. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые в будущем станут основой нового производственно-экономического уклада страны. Стоит отметить, что в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» декларируется, что образование должно быть направлено на подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, которые способны к профессиональному росту и мобильности в условиях информатизации общества и развития новых информационно-коммуникационных технологий. [6, с.71]

Стоит отметить, что первые шаги в области информатизации образования были сделаны в России в 1985 году, когда было принято важнейшее правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных электронно-вычислительных машин и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.

Основные положения, касающиеся сетевого взаимодействия в сфере образования отмечается в статье №15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в новых федеральных государственных образовательных стандартах, а так же в профессиональном стандарте педагога, что обуславливает актуальность данной темы. Так, Коняева Е.А., выделяет тот факт , что в настоящих условиях важнейшим направлением сетевого взаимодействия в сфере образования выступает совместная деятельность в рамках электронного и дистанционного обучения. При этом организация сетевого взаимодействия посредством использования дистанционных образовательных технологий предопределяет широкое использование ресурсов различных образовательных организаций, которые обеспечивают обучающимся возможность усвоения образовательных программ различного уровня и направления. При этом оно призвано решать специфические задачи, связанные с развитием творческой составляющей образования. [0, с.137]

Выделяют следующие педагогические цели использования информационно — коммуникационных технологий в обучении:

  1. Увеличение интенсивности всех уровней учебно-воспитательного процесса посредством применения средств современных информационно-коммуникационных технологий. Иными словами, происходит увеличение эффективности и качества процесса обучения и активности познавательной деятельности, углубление межпредметных связей. Важно отметить и увеличение объёма информации, оптимизацию её поиска. [10, с.63]
  2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях нового типа общества. Посредством применения ИКТ в образовании осуществляется развитие различных видов мышления, коммуникативных способностей. Стоит отметить и эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа. В условиях становления цифровой экономики важным является формирование информационной культуры, приобретение умений и навыков обработки больших массивов информации, а так же компетенций, связанных с моделированием задач и ситуаций; [5, с. 137]
  3. Работа по выполнению социального заказа общества. Становление нового экономического уклада определяет изменения в потребности в кадрах. Именно использование ИКТ в образовательном процессе способствует подготовке информационно грамотной личности, пользователя компьютерными средствами;
  4. Совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности. ИКТ способны значительно расширить информационно-методическую поддержку педагогов и обучающихся, а так же возможности общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации;
  5. Расширение возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку при осуществлении образовательного процесса;
  6. Увеличение мотивации обучающихся к процессу обучения. Современное поколение с раннего возраста находится в условиях цифровизации многих сфер жизни. Использование различных электронных устройств является для них повседневностью. Поэтому наличие инструментов ИКТ в обучении говорит о том, что современный педагог идет в ногу со временем, что является мотивацией для обучающихся. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; [10, c.76]
  7. Увеличение контроля за деятельностью обучающихся. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль вовлечения ИКТ в учебный процесс, позитивно сказывается на личности учащихся, а так же создает более комфортные условия для работы педагога.