Организация пространства Интернет СМИ
Устоявшиеся подходы к организации информационного пространства интернет-СМИ
Организация пространства Интернет СМИ
Важнейшей особенностью развития цивилизации в XXI веке, безусловно, будет являться процесс все большей глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы — мирового информационного пространства, которое в последние годы быстро преображается в результате развития и распространения средств информатики и небывалых информационных технологий. Эти средства все более обширно проникают практически во все сферы жизнедеятельности общества и коренным образом изменяют обыкновенный стиль жизни и профессиональной деятельности миллионов людей в разных странах мира. Они создают для них принципиально небывалые, беспрецедентные в истории человечества возможности, а также небывалые, ранее неизвестные проблемы, изменяют традиционные стереотипы поведения и стиль жизни.
В современных информационных мировых потоках страна постоянно выступает как основной субъект информационной политики, формирующий особенный сегмент информационной картины мира через правительственные СМИ, которые защищают официальную точку зрения на события в соответствии с правительственными интересами. На данном этапе развития журналистики можно наблюдать все особенности, присущие глобализации информационного пространства. Важно рассматривать этот процесс подобно вызов, требующий ответа. Таким ответом стала глобализация — привязка глобального к локальному напрямую, без посредников, связь Периферии и Центра. Ко всему прочему более значимым в положениях общей глобализации информационного пространства становится принцип этноцентричности, что можно рассматривать словно своеобразную призму, расслаивающую глобальный «информационный луч» на разные цвета спектра.
Деятельность правительственных СМИ, в условиях глобализации постоянно, исполняется только в интересах государства, находится под пристальным вниманием правительственных структур и преимущественно жестко регулируется законодательством. Следовательно, национальные правительственные СМИ нацелены на реализацию информационных политик своих государств. Объяснение деятельности государства не является их стратегической задачей.
Коммуникация исполняется во всех формах общественного сознания: искусстве, науке, религии, праве и политике. Однако явлением культуры она становится исключительно в той мере, в которой в ее содержании выражена и репродуцируется гуманистическая умение человека держать им же достигнутым знанием и источниками.
Развитие процессов глобализации в современном мире находится в узкой связи с возрастающей ролью коммуникации. Причина тенденции развития общества устремляют на себя пристальное внимание, и все явнее становится необходимость социально-философского разбора феномена коммуникации. Изменения, произошедшие в коммуникационной сфере, привели к необходимости теоретического осмысления тех возможностей, которые в этой связи раскрываются перед обществом и сопряженных с ними задач и опасностей, в том числе задачи ограничения свободы личности. Это тем более актуально, что коммуникация в современном глобализирующемся мире предстает замысловатым и неоднозначным процессом, моделирующем социальное пространство и время.
Если считать, что у интернет-журналистика зародилась, когда были основаны первые веб-сайты некоторых традиционных СМИ, а также первые интернет-издания, то это означает, что она существует уже около 20 лет и за это время должна сформировать ряд типичных для всей области методов и приемов журналистской работы.
Многие исследователи медиа-сферы прибегали к изображению специфики функционирования интернет- СМИ, журналистского мастерства в Интернете, опираясь на такие особенности этого сегмента медиа-рынка, как самая высокая оперативность информирования, применение гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности, сотрудничество с аудиторией, конвергенция и синергетизм.
Однако, в большинстве случаев ученые указывают на появление новинок в интернет-журналистике, развитие журналистских технологий под влиянием развития технологий компьютерных, в последнее время тесно переплелись. Как правило, даже в исследованиях, которые претендуют на то, чтобы подать наиболее обобщенный взгляд, авторы избегают слов «классический», «традиционный» методам и приемов работы. Это понятно, ведь они не подходят к сфере новых медиа, да и внесли бы терминологическую путаницу. Попытки журналистиковедческих определение тех характеристик деятельности интернет-СМИ, которые сегодня воспринимаются как базовые, окончательно сформированы, приняты большей частью интернет-СМИ, конечно, осуществлялись.
Этот вопрос важен и актуален, поскольку сегодня факультета журналистики активно осваивают подготовку специалистов онлайновых изданий, требуя обобщенных и одновременно очень детальных знаний. Мы решили остановиться только на определении устоявшихся способов организации информационного пространства интернетиздание. Даже поверхностного взгляда на сайты известных интернет-СМИ достаточно, чтобы понять: именно в этом аспекте в последние годы сложились подходы, в основе остаются практически неизменными.
В учебнике по интернет-журналистике в разделе «Веб-сайт — самая главная часть конвергентного медийного проекта» автор Б. Потятиник справедливо указывает на то, что интернет-СМИ по сравнению с другими видами СМИ способны предложить «полный информационный пакет (без ограничения времени или пространства, со справочными призванием, графикой, аудио и видео иллюстрациями, широкими и многочисленными комментариями».
В разделе «Подготовка контента и техника написания »он обращает внимание на элементы входной страницы, всегда должен быть информационно насыщенной — содержать информацию о новых фактах или новые интерпретации известных фактов, а также обеспечивать информационный фон события благодаря привязке к архивам, обсуждением в комментариях и т. Относительно структурирования главной страницы, целесообразно размещать главные сообщение чуть выше середины видимой части веб-страницы, не загромождать «фокус» графикой и рекламой. Часто на видном месте публикуют топ-новость с фотоиллюстрациями или другими графическими элементами, а также ленту последних новостей. Кроме того, главная страница может содержать архивы, поиск, дополнительные фотогалереи, графические материалы, видео или аудио. Типичны кнопки доступа к самым свежим или наиболее обсуждаемых материалов. Что касается других страниц сайта, каждая из них должна содержать, как минимум, название сайта, рубрики и раздела, название и дату публикации. В целом придерживаются приоритета «читабельности, удобства и легкости восприятия». Также Б. Потятиник раскрывает понятие иерархической и последовательной навигации, объясняет, как подавать информацию «О нас» и копирайт. Таким образом, с материалов этого пособия можно получить более или менее ясное представление о том, как лучше структурировать главную страницу и остальные информационного пространства интернет-издание с учетом, с одной стороны, устоявшихся подходов, а с другой, — рекомендаций, продиктованных здравым смыслом и интересами пользователей.
Следует заметить, что первое со вторым не обязательно совпадает. Например, на сайтах интернет-изданий не всегда присутствует рубрика «О нас», именно на месте «фокуса» часто случается реклама, причем достаточно навязчивая. В реальности отказаться от рекламы интернет-издания не могут. Одним из лучших мест для баннера считается так называемая «шапка» сайта или даже пространство над ней. Поэтому баннеры рядом или над заголовком — не редкость, хотя это и мешает нормально воспринимать материалы страницы. Иногда под рекламу даже отдают поля с обеих сторон основной части интернет-издание, по сути — фон сайта (подобное практикуют «Корреспондент», «ZAXID.net»). Понятно, учебная литература должна ориентировать не столько на то, что есть в жизни, сколько на то, что должно быть, предлагать идеальные варианты.
Подходы к организации информации на сайте бывают продиктованы различными факторами, в том числе коммерческого направления, и нас интересует не разница между идеалом и действительностью, а основы, без которых так или иначе не обойтись. Ранее мы уже осуществляли попытку подойти к их определению: «Интернетиздания, стремящихся демонстрировать профессиональные подходы в работе, можно узнать по большой информационной насыщенностью, частым обновлением материалов и определенной построением сайта. Центральное место, как правило, отводится новости, страницы разбиты на относительно большое количество блоков, помогает сортировать материалы по темам, жанрам, популярности и тому подобное. Клик на рубрике открывает целое дерево подрубрик».
Типичное интернет-издание почти никогда не обходится без таких компонентов, как модуль последних новостей, комментарии, архивы (календарь), информеры новостей с других веб-ресурсов. Большинство интернет- СМИ только этим не ограничивается, подавая видеоподкасты (реже — аудиоподкасты). Часто есть форумы, блоги.
Некоторые рубрики из разряда редких сегодня переходят в разряд обычных. Это, прежде всего, касается инфографики: «вытеснение графикой текстовых форматов в интернет-журналистике очевидна требованием времени, которая соответствует общим процессам в развитии медиа-сферы». Интерес к применению инфографики в СМИ вызван ростом объемов медиа-сообщений — уплотнение информации закономерно приводит к преобладанию графики над текстом. Считать инфографику совершенно новым форматом журналистских сообщений неправильно: новыми являются лишь мода на ее применение и на один срок, но в Интернете с его богатыми техническими возможностями она может получить новые измерения. Другим новым, но уже достаточно распространенным, элементом интернетиздание, является информер соц. сети или модуль быстрого доступа к различным популярных соц. сетей. Поскольку для сетевых изданий коммуникационная компонента является едва ли не самой важной, схемы, по которым происходит процесс общения в Интернете, не может не сказываться на структуре веб-страниц. В. Данильян и Г. Ковалева, исследуя технологии и культурные практики новых медиа, отмечали: «Современную траекторию развития новых медиа отражает, создана в начале 2000-х парадигма Web 2.0. Их социально-культурное значение обусловлено распространением массовых креативных практик и радикальным изменением роли массового интернет- пользователя: от потребителя к реальному «соучастника» культурного производства и просьюмер культурного и информационного продукта (потребителя, который стал производителем)».
Л. Городенко, рассматривая функциональные и структурные особенности информации, которые реализуют себя в ходе сетевого диалога, отмечает, что «информация в сочетании с информационно-телекоммуникационными технологиями является главным формообразующим составляющей МК и определяет ее семантические признаки — интертекстуальность и гипертекстуальность». Информация в Сети динамическая: «сообщение, размещенное в сетевых ресурсах, может быть заимствовано в любом другом коммуникационном канале и может быть транслируемое любым другим каналом». Информационные каналы в МК объединяются и взаимодействуют благодаря свободному движению контента, причем каждый потребитель информации сам может выступать в роли генератора и источника новости, которая будет циркулировать рядом с новостью, подготовленной профессиональным журналистом, мы буквально можем наблюдать на сайтах. Л. Манович выделял пять признаков новых медиа, одна из них — так называемая «модульность». «Так же, как фрактал имеет ту же структуру на разных уровнях, новый медиа-объект имеет ту же модульную структуру во всем, — писал он. — Медиа-элементы, то изображение, то звуки, формы, или движения, составляют набор дискретных образцов. Эти элементы собраны в объекты больших масштабов, но последние продолжают сохранять свою отдельную идентичность. Сами объекты могут быть скомбинированы в США большие объекты, опять же, без потери своей самодостаточности». Этот общий принцип Интернета, наверное, касается и построения контента веб-страниц сетевых СМИ, как и всего остального в Интернете.
Поскольку в последнее время все большее значение в интернет-журналистике приобретает контекст медиасообщения, дальнейшие исследования в очерченном в этой статье направлении стоит направить на выяснение влияния закономерностей обращения информации в Интернете и типичных приемов в организации информационных потоков на сайте на журналистское видение будущего материала.
Необходимо упомянуть тенденцию к изменению построения главной страницы информационного интернетиздания, которая пока местами напоминает список, а в будущем будет напоминать таблицу. Экономический редактор The Guardian Х. Мур считает «Домашняя страница новостного сайта должно быть больше похожей на периодическую систему химических элементов, с урнами полезной информации, которая сгруппирована по виду, а не по дате публикации. Содержание журналистской работы в значительной степени теперь будет состоять из умение организовать информацию в такой вид, как это лучше всего подходит аудитории. Подводя итоги нашей разведки, можем констатировать, что, несмотря на появление свежих веяний, определенные подходы к организации информационного пространства интернет-СМИ сегодня можно отнести к устоявшимся. В частности, для построения главной страницы характерно:
- сосредоточение гипертекстовых переходов ко всем разделам и рубрик сайта, могут быть систематизированы по принципу списка в хронологической последовательности или по принципу удобной таблицы (или с помощью сочетания того и другого);
- демонстрация мультимедийных возможностей интернет-СМИ — рубрики с видео, аудио, инфографикой и тому подобное;
- концентрация самых основных на тот или иной текущий момент сообщений и их публикация на видном месте веб-страницы;
- наличие элементов, составляющих существенные преимущества интернет-изданий перед другими видами СМИ, — архивов, информеров соцсетей;
- наличие рекламных баннеров, способы размещения которых могут варьироваться, но рекламу так или иначе пытаются сделать заметной.
Другие, не главные страницы сайта всегда устраивают так, чтобы пользователю были понятны местонахождение материала, который он просматривает (т.е. имеющиеся концептуальные привязки, неизменными элементами являются, как минимум, логотип, шапка, «подвал»), его название, рубрика, все данные о публикации. Подробных описаний устоявшихся подходов к организации информационного пространства интернет-изданий пока не хватает.
Говоря об организации информационного пространства интернет-издание, следует рассматривать его под углом зрением того, что это не только журналистика, но и издательский интернет-продукт, построенный по определенным макетам. Прочая информация, о которой вспоминают исследователи мультимедийности, размещается на основе модульной сетки, состоящей из отдельных блоков. Мультимедийные элементы и различные чисто интернетные формы информационных услуг бывают представлены на сайте благодаря работе определенных расширений для системы управления контентом (модулей, плагинов, компонентов). Если деятельность интернет- журналиста тесно связана с современной техникой, то было бы логично считать, что теория интернет-журналистики должна так же, хотя бы частично, касаться компьютерных технологий.
Организация пространства Интернет СМИ