Социологические исследования в области искусства: перспективы развития медиа-арта

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Считают ли посетители выставок современного искусства то, что там выставляется – искусством?

Этот вопрос был задан мною достаточно давно первым посетителям Медиа Арт Феста, проводимого в Петербурге в 2001 году. Он был достаточно роковым для медиа арта, поскольку решал, его место в современном социокультурном контексте. Звучал он достаточно просто: «Считаете ли Вы увиденное на Медиа Арт Фесте искусством?» Ответы распределились следующим образом:

Да — 86,1% (284чел.)

Нет — 11,8% (39чел.)

Затрудняюсь — 2,1% (7чел.)

Можно сказать, что к искренней радости исследователя, гипотеза о том, что «учитывая широкую распространенность традиционных форм искусства в Санкт-Петербурге, большая часть посетителей фестиваля не будет готова рассматривать представленные на ней экспонаты как формы искусства» не подтвердилась. Культурная толерантность и демократичность посетителей выставки оказалась значительно выше, чем я предполагала. Отметим, что петербуржцы (или ленинградцы) больше, чем жители других городов, проявили свою «традиционную направленность» в искусстве: 28 из 39 человек, ответивших отрицательно, воспитывались в С.- Петербурге. В отличие, например, от 36 жителей областных городов и сел из которых 32 человека признали увиденное искусством и лишь 4 респондента пришло к обратному выводу.

А Вы изучали, нуждается ли большинство увиденных зрителями экспонатов в смысловом объяснении профессионала-искусствоведа?

Да, конечно! На одной из выставок современного искусства я сформулировала вопрос так:  «Вам объяснить смысл происходящего или Вы видите, чувствуете и понимаете его сами?» Распределение ответов меня не разочаровало:

Да — 47,6%

Нет — 52,4 %

Большая часть посетителей, среди которой и школьники, и программисты, и менеджеры, и студенты, и опытные искусствоведы гордо отвергла объяснения, желая разобраться самостоятельно в происходящих культурных революциях. Первичная социализация здесь не повлияла — 100 петербуржцев захотело получить объяснения, а 113 отказалось. Повлиял профессиональный интерес посетителей. Каким образом? Об этом позднее.

Вы спрашивали у респондентов, как они оценивают перспективы развития Медиа-Арта?

Тенденции респонденты определяют следующим образом:

  • новое электронное искусство будет мирно сосуществовать с традиционным — 58,5%
  • возможно постепенное вытеснение традиционных видов искусства новыми — 18,8%
  • медиа арт будет постоянно конфликтовать с традиционным искусством — 16,7%
  • другое — 4,8%
  • не ответило — 1,2%

Уровень культурной толерантности у наших посетителей достаточно высокий, мы готовы принять инновации, даже в священной сфере искусства, даже когда они приходят с Запада, несмотря на наши стереотипы и традиционную, далеко не компьютерную культуру. И, если и произойдет конфликт, то он будет скорее латентный, потихонечку -помаленечку новые технологии и вытеснят холст и масло — 62 респондентам это больше по душе. И только 55 посетителей Медиа Арт Феста готовы открыто конфликтовать, принять возможное противостояние и жить с ним. 16 творческих респондентов предложили свой сценарий развития. Например:

  • превратится в компьютерную игру
  • постепенно отомрет
  • интеграция искусств и появление тотально нового вида

Очень впечатляет фантазия участников виртуального пространства культуры и радует то, что судьба нового арта не оставила никого равнодушным. Чем больше вариантов — тем больше перспектив и направлений развития у нового социокультурного феномена.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».