Социологические исследования в области искусства: изучение медиа-арт выставок

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Юлия, продолжая разговор об искусстве, мне кажется,  из трех предложенных вариантов развития медиа-арта наиболее приемлемым для большинства посетителей окажется форма сосуществования старого и нового видов искусства (ввиду предполагаемого сочетания культурной толерантности и здорового консерватизма у большинства посетителей)? Как Вы считаете?

Такая форма принятия обществом инновации (из любой, не только культурной сферы социальной жизни) наиболее безболезненна и поэтому желанна. Если бы на первом Медиа Арт Фесте в 2001 году было бы заявлено, что с 2001 года в Петербурге будет только медиа культура, то не было бы пределов народно-интеллигентного негодования.

Способ сосуществования старого и нового, с одной стороны, несколько замедляет принятие второго, а с другой — значительно расширяет сферу искусства и, более того, вполне вписывается в современный контекст постмодерна. Действительно, толерантность и доброжелательность зрителей по отношению к увиденному можно объяснить и в философском контексте. Провозглашённый французами постмодерн призывает смотреть на современный мир как на большой коллаж, составленный не только из различных сюжетов, но и из разнообразных материалов, пестрые части которого представлены равноправно. На Фесте было и много разных историй, и сделанные из разных материалов экспонаты — так что он сам и представлял собой большой коллаж.

Таким образом, предполагаемая культурная толерантность большинства посетителей выразилась в том, что «новичка» (то есть медиа арт приняли), а консерватизм (присущий вообще любому человеку, не только посетителям музеев и выставок) проявил себя в нежелании отказаться от старого, доброго, эстетичного и понятного.

Прогноз дальнейшего развития медиа арта очевиден: он приобретет своих почитателей и критиков, и будет развиваться достаточно быстро, поскольку новые технологии, на которых оно выросло, совершенствуются не из года в год, а изо дня в день. Официальное появление нового искусства на культурной сцене прошло очень даже успешно. Медиа арт не только не стал контркультурой или субкультурой, но сразу присоединился к общепризнанным видам и формам, не вступая с ними в конфликт, а лишь показывая, что донести свою идею, свои чувства или мировосприятие можно и по-другому, используя другие средства достигать той же цели.

Как Вам кажется, будет ли потребность услышать компетентное объяснение смыслового значения, увиденного на выставке зависеть от места первичной социализации посетителей и их профессиональной деятельности?

Начнем с анализа последней переменной. Из нашего исследования видно, что из 330 посетителей 80 человек одним из мотивов посещения Медиа Арт выставки назвали профессиональный интерес. С расширением и усложнением термина современного искусства (я имею ввиду различные приставки медиа- кибер-) увеличился и круг людей, относящих себя к сфере искусства и всем социокультурным феноменам с ней связанной. Теперь это не только художники, искусствоведы, студенты и преподаватели художественных училищ и ВУЗов, но и программисты, web дизайнеры, а также постоянный спутник планеты искусства — группа журналистов. Итак, 53 (из 80) профессионала не захотела получить объяснения еще одного профессионала, и только 27 не отказалось бы от такой возможности. А из 65 случайно пришедших на Фест 41 человек ясно артикулировали свою потребность услышать компетентное объяснение. Таким образом, чем профессиональней взгляд посетителя, тем он самодостаточней.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».