Крайнов И. Ф., Кудрин Г. М. Предпосылки французского мандата в Ливане // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 201-205 

С каждым годом возрастает интерес востоковедов к небольшому ближневосточному государству – Ливану. Это связано с усилением шиитского фактора в исламском мире, в котором Ливан является важным звеном подавляющего большинства сложнейших процессов. При этом на протяжении почти четырёх десятилетий эта страна живёт в обстановке глубокого внутреннего раскола, который самым пагубным образом отражается на динамике политических процессов всего региона. Уникальность Ливана состоит в том, что это единственная арабская страна, в которой официально признаны 18 религиозных общин, а политическая система основана на пропорциональном представительстве этих общин в системе органов государственной власти, что получило название “конфессионального парламентаризма”. Эта система вела к политическому и социально – экономическому обособлению религиозных общин и отрицательно влиял на процесс национальной интеграции. Этно-конфессиональный фактор сыграл амбивалентную роль, т.к. одновременно стал основообразующим для формирования государственности (Национальный пакт 1943 года) и вёл к ослаблению ливанского государства, которое сформировалось как своеобразная федерация религиозных общин. Роль и влияние Франции на становление ливанского государства велико, и колоссальный интерес возникает к предпосылкам появления французов на этих территориях, историческому и культурному контексту формирования французского мандата в Ливане. 

Со времён римского господства территории Ливана заселяли различные народы: евреи, ассирийцы, персы, туркмены, греки и армяне. Представители множества религиозных конфессий уживались на этой небольшой по площади территории. В VII веке на земли Ливана пришёл ислам. Раскол уммы на суннитов и шиитов повлек за собой очередное углубление разнородности местной культуры. Вплоть до XX века главной шиитской группой на территории Ливана будут оставаться алавиты, проживающие в области Латакия, которая ныне принадлежит Сирии. Крестовые походы европейских христиан против турок-сельджуков в XI – XIII веках положили начало присутствию Франции на Ближнем Востоке. Основной причиной этих походов была военная агрессия сельджуков против Византийской империи. Ещё с 60-х годов XI века римские папы выступали с предложениями помочь византийцам в борьбе против восточной угрозы. Помимо сельджуков безопасности страны угрожали норманны Сицилии, а на Балканах — половцы.

В такой ситуации Византия прибегла к использованию наемной военной силы, которая комплектовалась в Западной Европе. Таких наёмников называли франками или кельтами. В 1095 году в Клермоне был созван церковный собор с представителями различных слоёв духовенства, который решил начать борьбу против сельджуков. Папа Урбан II провозгласил начало Крестового похода. XI век для Франции был неудачным: голод, наводнения и неурожаи, повальные болезни. Утвердился феодальный строй, для которого характерно наследование феодов старшими сыновьями. При этом средние и младшие сыновья оказались лишены прав на земельные наделы. Именно безземельные феодалы стали ядром армии крестоносцев. К данному моменту мировая историография подробно и точно структурировала маршрут и событийность первого крестового похода, потому мы сразу перейдём к интересующему нас государству Триполи — одно из четырёх государств, основанных крестоносцами на Ближнем Востоке. Оно занимало территорию, принадлежащую в наше время Ливану. 

Графство Триполи не было великим в традиционном смысле этого слова. Оно не одерживало крупных побед в великих войнах и не оставило нам великой культуры в виде объектов живописи, 
музыкальных или литературных произведений. Хоть и небольшое, графство оказало ключевое влияние на оригинальность ливанского общества, ливанской культуры, ливанского государства. Графство Триполи было образовано позже остальных: в 1105 году и просуществовало до 1289 года. Основателями графства были графы Тулузы — столицы Окситании на юге Франции. Здесь мы обязаны упомянуть имена Раймонда Четвертого, Гильома Иордана, Бертрану Тулузского. Крестоносцы Раймонда — самого старшего среди всех полководцев крестоносцев преимущественно комплектовались из южных французов: уроженцев Прованса и Гаскони. К 1132 году графство достигло максимальных размеров. На подконтрольных крестоносцам землях строились замки, христианские ордена Тамплиеров и Ионитов получили земельные наделы, выполняя протекционистскую функцию. Государство фиктивно находилось в вассальном подчинении Иерусалимского королевства. Де-факто же оно оставалось независимым. Поддерживались тесные связи с Антиохией. Само по себе графство Триполи не было продуктом исключительно крестового похода, а родилось и развивалось в контексте сирийско-ливанского региона. Угроза вражеского вторжения в графство была ниже, поскольку захватчики предпочитали пересекать реку Иордан в южное королевство Иерусалим или северное Антиохию. Графство Триполи же было защищено с суши горами, а с западной стороны Средиземным морем. Вместе с тем, Иерусалим и Антиохия не сталкивались с тем культурным разнообразием, которое имело место быть в Триполи и осложняло деятельность его правителей. О демографической сложности региона в XII — XIII веках можно лишь сказать, что она достигла еще большего многообразия. В графстве проживали духовные потомки Византийской империи и Фатимидского халифата — двух империй, которые в свое время сражались за эти земли. Помимо этого, на территории графства проживали марониты, которые активно помогали крестоносцам (и которые являются важным звеном нашего исследования), сирийские ортодоксальные христиане, шииты, друзы и исмаилиты-низариты. Даже сами графы, несмотря на то, что по мужской линии их род тянулся от европейских крестоносцев, отмечали свое родство с армянами, которое текло в их венах с середины XII века. Таким образом, в этом небольшом регионе непрерывно продолжался процесс сосредоточения огромного количества разнородных по своей природе этно-конфессиональных представительств, каждое из которых имело собственные интересы в этом регионе. 

Французское присутствие в Ливане тех времен подтверждается рядом артефактов, которые обнаруживаются археологами до сих пор. Среди жителей графства циркулировали почти все виды западных монет. Со временем графство начало развивать экономику, чеканя собственный ассортимент монет. Тем не менее, уклад жизни местного населения, его традиции и мировоззрение были все-таки сильно разрушены инородной культурой. Ислам активно вытеснялся христианством: строились церкви и колокольни, что со времен арабского завоевания этих земель в VII в. было невообразимо. В пользу того утверждения, что уже укоренившаяся местная практика ислама была серьезно потеснена христианством служит факт возведения на месте бывшего шиитского кладбища Горы Пилигримов — осадного замка неподалеку от Триполи. Великая пятничная городская мечеть Триполи, которую крестоносцы справедливо называли «Королевской мечетью» была перестроена в собор, посвященный Деве Марии. Установление христианского господства в сирийско-ливанском регионе повлекло за собой «сирийский ренессанс» — период массового строительства левантийскими христианами новых церквей. Начала процветать живопись. Оценивая влияние культуры крестоносцев Раймонда Тулузского на культуру Ливана важно отметить что культура эта, хоть и была европейской, но тем не менее имела зачастую ярко-выраженный окситанский характер. В первую очередь в архитектуре. Интересно, что браки между франками и местными жителями были редкостью, а потомков крестоносцев и восточных христиан называли «жеребятами». Так или иначе, именно в ходе описанных нами выше событий и произошло сплавление западного и восточного, христианского и исламского, разбавленное большим количеством моно-и политеистических верований различного характера. Наблюдаемое нами смешение всех этих составляющих и сформировало в итоге базу для непосредственного присутствия Франции как колониальной державы в Ливане уже гораздо позднее — в XIX столетии.

В нашем исследовании мы уже упомянули маронитов и отметили их особую роль в отношениях между Францией и Ливаном. Среди всех христиан Леванта марониты имели самые тесные связи с Римской церковью. Об этом говорит, например, свидетельство о том, что представители маронитского патриарха Юсефа входили в делегацию, посланную в 1100 году Готфридом Бульонским к Папе Римскому с вестью о победоносном взятии Иерусалима. Однако отношения между европейскими христианами и маронитами не были в полном смысле слова «дружественными». Крестоносцы считали особенности своей веры единственно верными и неоспоримыми, а потому паства св. Марона перешла под юрисдикцию Рима лишь в 1182 году.

После прихода к власти в Египте династии мамлюков произошло быстрое завоевание ими территории Ливана и Сирии. В 1289 году пал Триполи. Карательные операции мамлюков конца XIII начала XIV веков против маронитов вынудили их сперва укрыться в труднодоступных горных районах Ливана, а затем на Кипре. Египетские мамлюки владели этими территориями до 1517 года, затем на смену им пришли османы. Был создан Бейрутский вилает, который охватывал прибрежные районы современного Ливана, Латакию и север Палестины. Существовало также два автономных санджака: Иерусалимский и Ливанский. Поскольку османское правительство не рассматривало Левант как единое целое, все социально-культурные процессы, а также процессы политогенеза Ливана и Сирии были тесно взаимосвязаны.

 В 1860 году, в ходе обострения друзско-маронитского конфликта Наполеон III отправил в Ливан и Сирию французский экспедиционный корпус, цель которого была остановить конфликт. Вмешательство Франции в этно-конфессиональные отношения Ливана послужило усилению позиций Второй республики на этих землях.

Таким образом, к концу XIX века Франция уже имела прочные экономические позиции в Ливане. В XIX в. правители Османской империи признавали исключительные позиции Франции по сравнению с другими европейскими странами и с готовностью предоставляли ей концессии на строительство железных дорог в Сирии и морских портов в Бейруте, Триполи, Яффе и Хайфе.

В Первую мировую войну Ливан вступил в составе Османской империи, которая воевала на стороне Центральных держав. Война нанесла значительный экономический ущерб региону, сильно зависящему от поставок продовольствия из Франции и вывоза в Европу ливанского шёлка.

 16 мая 1916 года между правительствами Франции, Российской империи и Великобритании было заключено тайное соглашение о разграничении сфер влияния на Ближнем Востоке по окончании Первой мировой войны. Францию представлял бывший генеральный консул Республики Франсуа Жорж- Пико, а с английской стороны — советник по Ближнему Востоку Марк Сайкс. В современной литературе документ называют «Соглашение Сайкса-Пико». В сферу влияния Франции входили Сирийско-ливанский регион, северный Ирак и юго-восточная Турция. Передача османских территорий европейским державам сделала невозможным дальнейшее создание арабского национального государства.

18 января 1919 Франции в ходе Парижской конференции был передан мандат на Сирию и Ливан, который впоследствии был закреплен в Сан-Ремо. Франция искала наиболее эффективную модель управления подмандатными территориями. Исполнительная власть находилась в руках французского верховного комиссара, опиравшегося на оккупационную армию.

В апреле 1920 года состоялась конференция в Сан-Ремо, в ходе которой Лигой Наций была утверждена классификация мандатов бывших османских и немецких колоний. К числу мандатов класса «А» относились бывшие территории Османской империи, которые достигли достаточного экономического и социального развития, позволяющего им стать независимыми государствами, но при предоставлении мандатарием административной помощи: Месопотамия и Палестина – с помощью Великобритании, Сирия (включая Ливан) – с помощью Франции.

Французские оккупационные силы под командованием генерала Гуро сражались с сирийско-ливанскими национально-освободительными силами. Эти события вошли в историю как франко-сирийская война. С целью поддержки маронитов и других местных христианских конфессий, которые являлись опорой французского присутствия в регионе, под руководством Анри Гуро в сентябре 1920 года было создано государство Великий Ливан во главе с французским губернатором и столицей в Бейруте. 1 декабря 1920 года Великая Сирия была официально провозглашена подмандатной территорией. Одной из шести подконтрольных провинций стал Большой Ливан. 

Христианские силы Ливана поддерживали действия Франции, стремясь освободиться от исламского господства. Мусульмане, в свою очередь, выступали в качестве противников существования Великого Ливана как подмандатной территории.

Таким образом, французский мандат в Ливане сложился на основе ряда исторических предпосылок в процессе распада Османской империи и формирования мандатной системы англо-французского управления ближневосточными территориями. Во-первых, французское присутствие в Ливане имеет глубокие корни: оно связано с Первым крестовым походом (1096-1099 гг.), а упомянутое графство Триполи –первый пример применения европейских методов управления на территории Ливана. Во-вторых, важную роль в политических процессах на территории Ливана играли марониты, ставшие этно-конфессиональным базисом французского присутствия и главной опорой Франции на Ближнем Востоке. Франция исторически выступала как защитница интересов христианского населения Ближнего Востока. В-третьих, Франция имела устойчивые экономические позиции в регионе, участвуя в ряде концессий. В-четвертых, участие Франции в Первой Мировой войне на стороне Антанты позволило ей стать одной из участниц раздела бывших Османских колоний между странами-победительницами.