Где найти работу PR-специалисту?

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

 

Юлия Паулевна, где может работать специалист в сфере PR?

Штатный сотрудник организации.
Штатный сотрудник работает в коммерческой или некоммерческой организации, а также в правительственных подразделениях местного, областного или федерального уровней. Работа, чаще всего, определяется специфическими нуждами организации, зависящими от конкретной ситуации. В небольших организациях PR-специалисты занимаются преимущественно внешними контактами. Некоммерческие организации ориентируются на контакты со СМИ и экспертами, основанные на добровольных началах и принципе взаимозаинтересованности или минимальной финансовой оплате. В больших организациях PR-специалисты могут вести не только разнообразную деятельность на внешнем рынке, но и отвечать за внутренний PR, коммуникацию, исследования внутри организации. Таким образом, PR-специалист может занимать должность менеджера среднего звена и/или работать непосредственно в PR-отделе, отвечая за внешние связи. Достаточно часто крупные организации, сокращая штатных PR-специалистов, заказывают PR-исследования, подготовку аудио- и видео- материалов, пресс-релизы «на стороне».

Независимый специалист (советник, аналитик).
Как правило, независимого специалиста приглашают для выполнения определенного задания, разрешения кризисной ситуации, установления контактов со специфической аудиторией. В одних случаях организация, пригласившая PR-специалиста, просто не имеет такового в своем постоянном штате. Другой случай — когда приглашают независимого специалиста в качестве советника. Он разбирается в ситуации и дает рекомендации по необходимым действиям, которые затем осуществляют штатные PR-специалисты. Понятно, что в такой ситуации приглашен будет специалист с хорошей репутацией, успешным, многолетним опытом, полезными связями и практическими навыками коммуникатора и аналитика. Оплата работы обычно почасовая и зависит от профессиональной репутации PR-специалиста. Если организация нанимает начинающего специалиста и имеет возможность выбора, то его оплата, скорее всего, будет весьма умеренной.

Собственная PR-служба фирмы.
Каждая фирма или организация имеет свою структуру и необходимый штат сотрудников и включает, как правило, специалиста по рекламным или/и информационным сообщениям. Крупная фирма или компания включает в свой штат несколько PR-специалистов, разрабатывающих стратегии PR-кампаний, рекламные/информационные сообщения, а также художника-оформителя, фотографа, дизайнера. Для того, чтобы сократить необходимость «внешних» работ, устанавливаются специальные компьютерные программы, с помощью которых осуществляются визуальные и смысловые разработки сообщений. Российским аналогом можно считать пресс-службы крупных организаций, фирм. Такая PR-структура представляет собой «организацию в организации» и может выступать для внешних заказчиков и в качестве независимого советника.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».