Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 9)
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна
кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич
В.Ж. – Юлия, прошлую пятницу мы говорили о чувственной культурной ментальности, а есть ли какой-либо гармоничный тип ментальности, без таких очевидных «перекосов» как чувственная?
Ю.Б. – Вам наверняка понравится идеалистическая ментальность – она является гармоничным сочетанием искренней веры в Абсолют или Бога (богов) и не менее трепетным отношением к материальному миру, совершенствование и развитие которого тоже важно и необходимо социуму с идеалистическим менталитетом. Как отмечает П. Сорокин, органичного синтеза чувственного и идеационального достичь гораздо сложнее, чем простого механического сосуществования обоих менталитетов. Это требует интеллектуального развития большинства социальных групп выше среднего уровня. Действительно, балансирование между двумя, противоречащими друг другу, идеологиями и их синтез предполагает существование одаренных и разносторонних личностей. Сложность существования такой идеологии видится именно в балансе, свободном от сильных «перекосов» в ту или иную стороны.
Важно и то, что, если рассматривать в этой ментальности содержание идеациональных и чувственных ценностей по количественным параметрам, то идеациональность будет ненамного, но преобладать. Материальные нужды поэтому подчинены нуждам духовным.
В.Ж. — А есть ли какие-то исторические примеры существования такой ментальности?
Ю.Б. — Наиболее яркий исторический пример существования такой ментальности — Древняя Греция, подарившая миру памятники литературы и искусства, философские шедевры, а так же не менее прекрасные здания, керамику, рецепты приготовления вин, косметики и благовоний. Развиваясь духовно, греки брали из материального мира все самое лучшее. Их искусство не надо озвучивать — оно само поет гимн своему образу жизни, открывая и провозглашая свои ценности и идеалы.
В.Ж. – Вы также упоминали «псевдоидеациональную культурную ментальность», что это?
Ю.Б. — В данном случае, в отличие от предыдущего, тоже смешанного социокультурного типа, сложно выделить вдохновляющие ценности или вообще их существование как таковое: все потребности носителей такой ментальности очень скромно удовлетворяются из- за особых условий, в которых они находятся. Это скучное, пассивное существование, отягощенное нуждами и лишениями, исходящими из окружающего мира. Такое существование не озарено и не вдохновлено идеалами и силой духа, нет никаких высших ценностей, которые бы преобразили серые будни и материальные лишения. Понятно, что принятие такой ментальности — и самостоятельный выбор, и результат вынужденного подчинения, отчаяния.
История знает много примеров существования такого типа ментальности в отдельных социумах. Рабы, узники, некоторые социальные группы тоталитарных обществ, «не зараженные» массовым энтузиазмом в деле воплощения очередной утопии и в то же время не способные сами найти другой ценностный жизненный смысл, или идейное оправдание своего существования.
В.Ж. – А какое искусство будет воплощать такую ментальность?
Ю.Б. — Понятно, что искусство, воплощающее эту ментальность, будет серым, заказным, скучным, реалистичным. Оно не будет вдохновлять или развлекать — оно будет просто угрюмо описывать действительность, без фантазий, без вдохновения, без духовного света изнутри. Сложно упрекнуть этот социокультурный менталитет в ограниченности — для своего роста как материального, так и духовного у него нет в первом случае — возможности, а во втором — сил. Постоянный голод, тяжелый труд и моральные унижения оставляют мало возможностей для развития.
В.Ж. – Насколько мне известно, П. Сорокин является сторонником теории цикличного развития общества?
Ю.Б. – Да, абсолютно верно и эта теория цикличного развития, отказ от идеи линейного прогресса, кстати, полностью вписывается в современную теорию постмодерна.
Важность определения того, что социальные процессы имеют цикличный характер и в определенный момент времени относятся к одной единой ценности, образуя ментальность культурной системы, заключается в том, что флуктуации этих процессов, например, в науке, определяют процесс поиска истины и критерии ее проверки. Истина, так же как и стили искусства, тоже флуктуирует, и, как это ни печально для науки, становится неуловимой в силу того, что, принимая позицию определенного типа ментальности, мы ограничиваем возможный спектр ее поиска, ее критериев. Например, чувственная ментальность опирается на экспериментальную проверку любой «истины», в то время как ментальность идеациональная доверяется не науке, а Писанию, интуиции, мудрости просветленного, святого. Идеалистическая система истины и знания опирается и на разум, и на божественное откровение, и на органы чувств.
В силу того, что, как показано в исследовании П.Сорокина, ментальности постоянно флуктуируют, то и истина представляется очень относительной.
В.Ж. – Спасибо за интересную беседу, но мы все-таки продолжим ее искать!
Ю.Б. – Конечно! До встречи в следующую пятницу.
Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».