Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 9)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, прошлую пятницу мы говорили о чувственной культурной ментальности, а есть ли какой-либо гармоничный тип ментальности, без таких очевидных «перекосов» как чувственная?

Ю.Б. – Вам наверняка понравится идеалистическая ментальность – она  является  гармоничным  сочетанием искренней веры в  Абсолют или Бога (богов) и  не менее трепетным отношением к материальному миру,  совершенствование и развитие которого  тоже  важно и необходимо  социуму с  идеалистическим  менталитетом. Как  отмечает П. Сорокин, органичного  синтеза чувственного и идеационального достичь гораздо сложнее, чем простого механического  сосуществования обоих менталитетов. Это требует интеллектуального  развития большинства социальных групп  выше  среднего уровня. Действительно,  балансирование  между  двумя, противоречащими друг другу,  идеологиями и их синтез   предполагает  существование одаренных  и  разносторонних личностей. Сложность существования  такой  идеологии  видится именно  в  балансе,  свободном от сильных «перекосов»  в  ту  или иную  стороны.

Важно и то, что, если рассматривать в этой ментальности  содержание  идеациональных и чувственных ценностей по количественным параметрам, то идеациональность будет ненамного, но преобладать. Материальные нужды  поэтому  подчинены  нуждам духовным.

В.Ж. —  А есть ли какие-то исторические примеры существования такой ментальности?

Ю.Б. — Наиболее  яркий исторический пример существования такой ментальности — Древняя Греция, подарившая миру   памятники литературы  и  искусства, философские шедевры,  а так же не менее  прекрасные  здания, керамику, рецепты приготовления вин, косметики и благовоний.  Развиваясь  духовно, греки брали  из материального мира все  самое  лучшее. Их искусство не надо озвучивать — оно само поет гимн своему образу жизни, открывая и провозглашая  свои  ценности и идеалы.

В.Ж. – Вы также упоминали  «псевдоидеациональную  культурную ментальность», что это?

Ю.Б. — В данном случае, в отличие от предыдущего, тоже смешанного социокультурного типа, сложно выделить вдохновляющие   ценности или вообще их существование как таковое:  все потребности  носителей такой ментальности очень скромно удовлетворяются из- за особых условий, в которых они находятся. Это  скучное,  пассивное  существование, отягощенное нуждами и лишениями, исходящими из  окружающего мира.  Такое существование не озарено и не вдохновлено  идеалами и силой духа,  нет  никаких высших ценностей, которые бы  преобразили серые будни и материальные лишения.   Понятно, что принятие такой ментальности — и самостоятельный выбор,  и  результат вынужденного  подчинения, отчаяния.

История знает много примеров существования такого типа ментальности в отдельных социумах. Рабы, узники, некоторые социальные группы тоталитарных обществ, «не зараженные» массовым   энтузиазмом в  деле воплощения очередной утопии и в то же время не способные сами найти другой ценностный жизненный смысл,   или  идейное оправдание своего существования.

В.Ж. – А какое искусство будет воплощать такую ментальность?

Ю.Б. — Понятно, что  искусство, воплощающее  эту ментальность,  будет серым, заказным, скучным, реалистичным. Оно не  будет вдохновлять или развлекать — оно будет просто  угрюмо описывать действительность, без фантазий, без вдохновения, без  духовного  света изнутри.    Сложно упрекнуть этот социокультурный менталитет  в ограниченности — для своего  роста как материального, так и духовного у него нет в первом случае —  возможности, а во втором — сил. Постоянный голод, тяжелый труд и моральные унижения оставляют мало возможностей для развития.

В.Ж. – Насколько мне известно, П. Сорокин является сторонником теории цикличного развития общества?

Ю.Б. – Да, абсолютно верно и эта теория цикличного развития, отказ от идеи линейного прогресса, кстати, полностью вписывается в современную теорию постмодерна.

Важность определения того, что социальные процессы имеют цикличный характер и в определенный момент времени относятся к одной единой ценности, образуя  ментальность культурной системы,  заключается в том, что флуктуации этих процессов, например, в науке,  определяют  процесс поиска истины и критерии ее проверки. Истина, так же как и стили искусства, тоже флуктуирует, и, как это ни печально для науки, становится неуловимой  в силу того, что, принимая позицию определенного типа ментальности, мы ограничиваем возможный спектр ее поиска, ее критериев. Например, чувственная ментальность опирается на экспериментальную  проверку любой «истины», в то время как ментальность идеациональная доверяется не науке, а Писанию, интуиции, мудрости просветленного, святого. Идеалистическая система истины и знания опирается и на разум, и на божественное откровение, и на органы чувств.

В силу того, что, как показано в исследовании П.Сорокина, ментальности постоянно флуктуируют, то и истина представляется очень относительной.

В.Ж. – Спасибо за интересную беседу, но мы все-таки продолжим ее искать!

Ю.Б. – Конечно! До встречи в следующую пятницу.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».