Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 5)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, в своем анализе искусства Вы постоянно ссылаетесь на Питирима Сорокина, почему?

Ю.Б. — П. А. Сорокин  написал очень масштабный труд в нескольких томах, где разработал семь типов культурной ментальности, существующих по принципу  цикличных  флуктуаций, когда один тип приходит  на смену другому, не подчиняясь принципам линейного прогресса. Сегодня именно такой, цикличный научный подход разрабатывается во многих отраслях не только социальных, но и естественных  наук. Считается, что именно теория циклов станет основой в понимании  принципа  развития систем в новом веке. Это называют постмодерном.

В.Ж. – Почему именно теория  П.А. Сорокина?

Ю.Б. —  П.А.Сорокин  подчеркивал    логическое   единство культурной системы, определяемое  цельностью ее ментальности. На этой методологической основе он разработал концепцию,  упорядочивающую     хаос    эмпирического   разнообразия  социокультурного  мира.   Так же  как типы  М.Вебера, социокультурные  типы  П.Сорокина тоже являются  идеальными (хотя он сам их так не называет). Подобно М.Веберу, П.Сорокин, обобщая эмпирическую реальность, в основу своей классификации закладывает ценностные характеристики.  М.Вебер в социокультурной сфере стал известен разработкой четырех видов социального действия. Осмелюсь утверждать, что масштаб исследования ценностных аспектов культуры, сделанный  П.Сорокиным, гораздо  больше, чем у его  немецкого коллеги. Изучая культурную систему, он объединяет разнообразные социальные явления и процессы,  относя к ценности  живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, системы истины и знания (включая динамику научных открытий), социальные теории универсализма и сингуляризма, детерминизма и индетерминизма, линейную, цикличную и смешанную концепции космических, биологических и социокультурных процессов. От доминирующей ценности  зависят (или к ней относятся) основные категории мышления (причинность, время, пространство, число), общие и частные научные теории, система этики, тип социальных отношений (семейственный, договорной или принудительный), форма господства и правления, понимание сущности свободы, правительственный контроль общественных отношений, наличие и характер протекания войн и внутренних  беспорядков, экономические условия, право  и  т.д.

В.Ж. – Неужели ментальность охватывает все сферы жизни человека, общества?

Ю.Б. — Любая из ментальностей, лежащая в основе культурной системы,   не  может охватывать все 100% изучаемой нами генеральной совокупности процессов и явлений, а может лишь преобладать в количественном отношении.   Различные социальные  общности адаптировали  те или иные ценности, сформировали особый  менталитет, но только доминирующая ментальность определяет  название всей  социокультурной системы.

В.Ж. – А какие типы ментальности выделяет русский социолог?

Ю.Б. — Основные типы культурной ментальности, выделенные П.Сорокиным,   это:

— аскетически  идеациональный,

— активно  чувственный,

— активно  идеациональный,

— идеалистический,

— пассивно чувственный,

— цинично  чувственный,

— псевдоидеациональный.

Это изначально. Потом он упростил свою теорию, оставив только три: идеациональный, чувственный и идеалистический.  Он утверждает, на  основе объемного исследования, что эти системы,  каждая в свое время, в той или иной степени влияли на поведение больших масс людей, и полностью обуславливали поведение малых или больших меньшинств.

— В.Ж. – А по каким критериям он описывал выделенные типы культурной ментальности?

 

Ю.Б. —  Основные критерии, по которым П. Сорокин рассматривает  и описывает  эти типы культурной ментальности следующие:

  1. понимание и видение реальности;
  2. основные потребности и цели;
  3. степень их удовлетворения;
  4. метод удовлетворения (method of satisfaction);
  5. мировоззрение (Weltanschauung);
  6. власть и объект контроля (power and object of control);
  7. активность;
  8. самость (self);
  9. знание;
  10. истина, ее категории, критерии и методы достижения;
  11. моральные ценности и системы;
  12. эстетические ценности;
  13. социальные и практические ценности.

Подробное описание любой,  рассматриваемой  П.Сорокиным  социокультурной системы, по указанным признакам  помогает выстраивать  единую  логическую взаимосвязь,  давать адекватные характеристики    культуры в целом. Если  мы  составим единую картину культурной ментальности, то сможем понимать и описывать отдельные процессы и явления в   изучаемой нами  социальной системе.

В.Ж. – Спасибо! Это очень интересно и с нетерпением ждем продолжения нашего разговора в следующую пятницу!

Ю.Б. – Спасибо! До встречи!

 

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».