Понимание современного искусства: взгляд эксперта (Выпуск 14)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, я думаю многих интересует сам процесс создания произведений искусства. Изучался ли этот вопрос социологами?

 

Ю.Б. – Да, конечно. Процесс и мотивация создания произведения искусства во многом  определяет его основную социальную функцию: в  социокультурной коммуникации и художник,  и зритель участвуют в творчестве. Именно поэтому мы  ненадолго остановимся на рассмотрении  понятий творчество и произведение искусства, и только затем определим  социальные функции и роль искусства в обществе.  Важно дать определение того, что  мы  будем понимать под  истинным творчеством, и, как его результатом, произведением искусства.

 

Как  мы уже упоминали, П.Сорокин пришел к выводу о том, что можно изучить правила и технику для сочинения литературного или музыкального шедевра, но,  как писал Сорокин,  без сверхсознательного гения он не сможет никогда стать даже дальним родственником Шекспиров и Чосеров, Бахов  и Бетховенов.  Субъекты современных  процессов   в медиа искусстве и коммуникации  делают ставку именно на хорошее техническое обеспечение, наработанный алгоритм создания произведения, навыки работы с техникой, компьютером.

Качественное содержание и значение социокультурных процессов, происходящих в сфере искусства, напрямую зависит  от самих произведений искусства, заполняющих социокультурное пространство.

 

В.Ж. – Что же все-таки означает понятие творчество?

Ю.Б. — Для того, чтобы разобраться в определении понятия творчество, обратимся  к работе известного современного социального мыслителя, психолога    А.Гуггенбюль-Крейга,   изучившего      проблему понятий  «творчество» и  «произведение искусства». На основе  практического и теоретического опыта он утверждает, что к  творчеству предрасположены  далеко не все  люди, а «подлинное творчество — явление крайне редкое». Он говорит о том, что истинный художник  ставит  перед собой задачи, намного превышающие самовыражение или избавление с  помощью творчества от неприятных эмоций. «Личность творца в очень незначительной степени  связана с характером  и аурой произведения…«, — утверждает известный психолог, добавляя, что иначе его произведение  не  волновало бы публику. Действительно, личные переживания художника могут быть нам интересны только в определенном контексте, могут вызвать удивление, восхищение, возбуждение, но, в сущности, в глубине души оставят равнодушными.  Немецкий психолог приходит к  феноменальному (для чувственно-интеллектуальной  ментальности) выводу он пишет о том, что …творчество представляет собой акт  трансцендентального творения… находится за пределами человеческой души.  Такое творчество — это высокое призвание и дар Божий, его результат — произведение искусства.  Оно оригинально, ново, неповторимо. Оно оказывает какое-то необъяснимое, чарующее воздействие. Это совершенная гармония замысла и формы.  Такие творцы есть  в  каждом стиле искусства.

В.Ж. – То есть известный психолог пишет о том, что трансцендентное творчество — путь создания настоящего произведения искусства?

Ю.Б. – Да, именно так.  П.Сорокин также  подчеркивает  важность трансцендентного творчества, источником которого он  называет «интуицию и вдохновение» не только в искусстве, но и в научных сферах. Он приводит  примеры  мировых знаменитостей (А.Пуанкаре, И.Ньютона, Архимеда, Галлилея, Ф.Ницше, В.А.Моцарта и Шеллинга), ставших таковыми именно благодаря  интуиции, вдохновению, трансцендентальному творчеству. Например, Шеллинг писал : «Подобно тому как находящийся во власти рока человек совершает  не то, что  хочет совершить, а то, что предписывают ему неисповедимые веления судьбы, во власти которой он находится, и художник…кажется подчиненным некой силе…заставляющей его высказывать  и изображать то, чего он и сам полностью не постигает и смысл чего бесконечен по своей глубине».

В.Ж. – Спасибо за такое интересное освещение темы! Ждем следующей пятницы!

Ю.Б. – До встречи!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».