Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 13)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия,  прошлый раз мы начали говорить о новом стиле искусства, которому Вы дали свое определение «интеллектуальное». Теперь настало время поговорить о нем более подробно, почему такой термин?  

Ю.Б. — Интеллектуальное искусство, особенно медийное,  пользуется механистическим и физиологическим  пониманием человека, часто предоставляя ему довольно примитивную  коммуникативную роль, заключающуюся  в нажатии на кнопки электронного экспоната для получения заранее запрограммированного  художником  результата.

Техника, с помощью которой создается медиа искусство, обуславливает его интеллектуальность и дискретность. К  вдохновению, пропущенному  через компьютер, видео камеру или любое другое современное техническое медиа, прибавляется интеллект, как необходимое условие работы с техникой. В результате мы  можем наблюдать ни что иное, как именно интеллектуальный стиль искусства.

В.Ж. — А к какой социокультурной системе относится это искусство?

Ю.Б. — Мы  подходим, таким образом, к выводу о том, что интеллектуальный и  чувственный стили искусства  вполне  могут быть  «родными   братьями»  одной социокультурной системы, а именно чувственной. Чувственный стиль появился в период расцвета чувственной ментальности, изображая материальную реальность в ее сиюминутной видимости.  Интеллектуальный стиль, напротив, зародился в период кризиса  той же ментальности, сохранив тематику чувственного стиля, но технологизировав процесс создания работ. Если импрессионисты  зачастую сами не ведали, что творили, повинуясь желанию и вдохновению изобразить  изменяющуюся визуальную реальность во всех ее оттенках, то художники интеллектуального стиля, как правило, должны иметь (и имеют) в голове концепцию, четкий алгоритм действий и навыки работы за тем или иным техническим устройством, который приведет их к созданию их «произведения искусства». В сущности, тематика осталась та же, но процесс создания произведения искусства стал похож на технологичное производство желаемого продукта, зачастую не оставляя возможности выражения творческого сверхсознания.

В.Ж. – Предвидел ли П. Сорокин такое направление развития искусства?

Ю.Б. — П.А.Сорокин не мог не предвидеть такой трансформации чувственного искусства, поэтому, говоря о его недугах, он отметил, что «…его чарующее разнообразие побуждает к поиску еще  большего многообразия, что приводит  к разрушению гармонии, единства, равновесия и превращает искусство в океан хаоса и непоследовательности…это многообразие вместе со стремлением дать людям больше наслаждений стимулирует все возрастающее усложнение  технических средств, что, в свою очередь, приводит их к логическому завершению, а это – вред, наносимый внутренним ценностям и качеству изобразительных искусств».  На примере последующего качественного анализа произведений  медиа искусства, многообразия социальных ролей и функций медиа художников, мы убедимся, что океан хаоса и непоследовательности на основе вседозволенности и размытых критериев действительно  есть, так же как и техническое создание работ, на основе разума и логики.

В.Ж. – Юлия, то есть получается, что Вы дополнили типологизацию П. Сорокина по стилям в искусстве?

Ю.Б.   — Да, получается, что дополненная типологизация будет выглядеть следующим образом:

 Первый стиль — это духовное искусство (идеациональное, согласно  П.Сорокину), основанное на аскетической и  активной идеациональной культурной ментальности.

Второй стиль — идеалистический,  или смешанный, основанный на  идеалистической ментальности.

Третий стиль — визуальный или чувственный, основанный на пассивной, активной и циничной чувственно-интеллектуальной ментальности.

И, наконец, четвертый  стиль, выделенный мной — интеллектуальный,  основанный на той  же  культурной ментальности, что и  визуальный стиль, с  доминантным материалистичным  восприятием посредством  не чувств,  а   разума.

В.Ж. – Мне кажется, или в  перечислении  этих  культурных  стилей  заметно определенное качественное изменение искусства?

Ю.Б. —  В  случае духовного искусства мы  имеем  дело   с искусством  ради высших идеалов, где оно выполняет такие  социальные функции как духовное сплочение, возвышение морали  общества,  оно   очень  трепетно относится к  качеству изображения  и  эстетическим нормам, стремясь к их постоянному совершенствованию. Идеалистический стиль также будучи  возвышенным,    уже  «опускается  на  землю»,  идеализируя  ее.  Это искусство  благородно и  красиво,  творчество художника  воплощает идеалы многих, не  стремиться  угодить, а только приглашает насладиться красотой  как  божественной, так  и земной.  Визуальный  стиль  «привязан» только к  материальной реальности, а  художник часто сосредоточен на себе, своих проблемах, своем восприятии мира. Сознательно делая оригинальным свое чувственное восприятие реальности, и передавая его на полотно, он часто забывает о  высокой цели искусства, стремясь только удивить, угодить, запомниться. Хотя не менее часто чувственное искусство включает в себя и вдохновляющие, эмоциональные изображения земного мира, во всем многообразии красок и оттенков.

Интеллектуальное искусство в этой цепочке перечисления стоит на последнем месте. Оно противоречиво по своему характеру, вероятно потому, что появилось в период кризиса перезрелой чувственной культуры. Если чувственному искусству, хоть и земному, свойственно спонтанное творчество, то интеллектуальное искусство осознанно прагматично, основано на знании интересов аудитории,  обратной связи с ней.

В.Ж. – Юлия, спасибо! Давайте продолжим нашу беседу в следующую пятницу!

Ю.Б. – Конечно! До встречи!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».