Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 12)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, мне кажется, прошлый раз мы не успели поговорить об идеалистическом стиле искусства, можете рассказать о нем сегодня?

Ю.Б. – Да, конечно! Идеалистический  стиль искусства — это выражение гармонии высших идеалов и материального мира. Прежде чем перейти к характеристике этого стиля,   обратим внимание на закономерность его возникновения.  На основании  таблиц и диаграмм, количественного и качественного  социологического исследования социокультурных феноменов,  П.Сорокин утверждал, что идеалистическая ментальность, а за ней и стиль искусства появляются, когда  идеациональность начинает затухать, а чувственность, эмпиричность   наступать. Этой закономерностью объясняется  тот факт, что в современной культуре (коль скоро она находится не на таком переходом этапе) идеалистический стиль встречается крайне редко.  Живопись этого стиля  отражает  те явления эмпирической  реальности, которые соответствуют  высшему идеалу, выражают нравственную, религиозную, духовную добродетель  или  общепризнанную эстетическую красоту.  Художник  этого стиля не самовыражается, а  наоборот,  часто остается в тени, материализуя или визуализируя общественные  ценности и идеалы.  Целью  этого искусства  является поддержка и культивирование  этих высших идеалов, или идеализирование  мира материального, создание облагороженных, божественных  образов людей  и  природы.

В.Ж. – А искусство каких художников, например, XX века, Вы бы отнесли к этому типу?

Ю.Б. — Что касается ХХ века, то к  этому стилю я бы отнесла  работы А.И.Куинджи,  И.К.Айвазовского и  многие другие пейзажи, не просто визуализирующие  природу,  но наделяющие ее  величественной, неземной красотой, сильной внутренней энергией, божественной таинственностью.  Хотя  П.Сорокин и не  выделяет отдельно этот  тип живописи, тем не менее,  важно дать ему  такое определение, дабы он не «оказался»    в  разделе чувственного искусства (что очень возможно, поскольку по многим признакам  пейзажисты  напоминают художников чувственной эпохи).

Сделав такую  типологию  стилей искусства, соответствующую семи, ранее определенным типам культурной ментальности, П.Сорокин явно не знает куда «вписать»  кубизм, экспрессионизм  и  «…подобные модернистские радикальные  течения  в искусстве. Их нельзя  назвать ни преимущественно  визуальными, ни преимущественно идеациональными…».  Он называет это кубистским смешанным стилем, подтипом смешанного стиля, наряду с идеалистическим.

Тем не менее,  очевидно, что кубизм и идеалистический стиль имеют больше различий, чем  сходств. Их объединяет только одна черта — наличие двух согласованных  миров. В случае с идеалистическим  типом искусства мы имеем  дело с  миром идеациональным, миром высоких идеалов и миром материальным. В  случае кубизма, экспрессионизма, конструктивизма  материальный мир тоже  есть, но второй мир явно не трансцендентальный, а мир умозрительных конструкций, результат  интеллектуального восприятия действительности.  К  тому же  кубизмом  «и прочими  -измами«    мир   искусства не ограничился,  а создал, например,  поп-арт и медиа-арт.

К какому культурному типу принадлежат эти течения? К  какой культурной ментальности они относятся? Это смешанный стиль, только не идеалистический, меньше   всего  он похож и на духовный. Чисто чувственным это искусство тоже не назовешь, так как  геометрические, технологичные формы вряд ли являются  результатом рефлексии на  мир материальный, индивидуальным чувственным восприятием художника.

В.Ж. – Какое же определение можно дать этому стилю?

Ю.Б. —  Мы подходим к необходимости  дать такое определение, которое  бы объединило  все  эти направления, поэтому я придумала для него новый термин:  Интеллектуальное искусство, или искусство  разума. Ни чувственное восприятие реальности, ни трансцендентальный мир  не являются решающими факторами  для создания этого стиля искусства,   оно создается умом. ХХ век, с его  научным и техническим  развитием подготовил идеологическую и техническую базу для  создания  новой  эстетики, создавая которую художник мыслит  практично, как инженер-конструктор, собирающий машину, он  «собирает»  свое произведение умом: холодно и прагматично.  Интеллектуальное искусство не возвышает, не очищает душу, и поэтому в  момент своего появления не встретило восторженных откликов.  В то же  время  техника, благодаря которой большая часть этого искусства  вошла  в нашу жизнь уже была настолько социализирована, что медийное искусство быстро стало  модным и прогрессивным.

В.Ж. – Можно ли считать интеллектуальное искусство интерактивным?

Ю.Б. —  Да, интеллектуальный стиль искусства в высшей степени коммуникативен и интерактивен: у автора есть идея, и он хочет  донести ее до аудитории, заставить зрителя понимать, думать, действовать. Интеллектуальное искусство спокойно приняло правила игры в горизонтальной плоскости, отказавшись от духовных, трансцендентальных вершин  и  аристотелевской идеи катарсиса. Задачей этого искусства, особенно во второй половине ХХ века,  стала игра, или заигрывание со зрителем.  Этот флирт со зрителем может быть примитивным, основанным на разогревании    желаний, или  более утонченным, когда идет обращение   от разума художника к  разуму  зрителя. Этот  диалог не назовешь «равным», поскольку художник и программист заранее просчитали возможные ходы  зрителя.  Редкие художники, создающие интеллектуальное искусство  стремятся  устроить глубокий душевный «переворот», затронуть зрителя, не думая о  коммерческом успехе или  личной славе.  Интеллектуальное искусство  органично вписалось  в  общий информационный контекст, иногда эстетизируя, иногда «очеловечивая» новые  технологии, иногда просто  слегка видоизменяя их,   и помещая в  музейный контекст.

В.Ж. – Юлия, спасибо за интересную беседу! Ждем продолжения!

Ю.Б. – Спасибо и до встречи в следующую пятницу!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».