Понимание современного искусства: взгляд эксперта. (Выпуск 11)

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

В.Ж. – Юлия, мы много говорили о ментальностях, а как они определяют искусство, проявляются в искусстве?

Ю.Б. — Ментальность  всегда проявляется в искусстве, которое является одним из   звеньев  в  представленной логической цепочке. Искусство артикулирует  ценности той или иной исторической эпохи, поэтому,  характеризуя  любую культурную ментальность, мы можем  начать наш анализ или с самого стиля искусства, осуществляя  «восхождение»  к  ментальности и характеристике социокультурного типа  вообще, или, наоборот, начав с  характеристики доминирующих   ценностей, прийти к  описанию соответствующих культурных проявлений в искусстве.

В.Ж. – Искусство называется по названию ментальности, так?

Ю.Б. – Да, названия ментальности и названия типов искусства совпадают.

Так, например, идеациональное (или духовное) искусство  является  выражением аскетической и активной идеациональных культурных ментальностей, и соответственно, идеациональной истины. Понимание явлений мира духовного разными художниками неодинаково, поэтому и средства и формы воплощения  этих явлений в живописи тоже неодинаковые. П.Сорокин  различает чистейший  идеациональный стиль, который использует символические формы,   изображает идеациональные явления такими предметами, как, например, голубь, рыба, лилия, треугольник и т.д.  Другая разновидность идеационального стиля —  неоднородный, где,  в первом варианте,  сверхэмпирический предмет выражается  в визуальных, чувственных формах, реальных изображениях Марии, Христа, Страшного Суда или Благовещения,  а во втором  — различные  геометрические  узоры служат выражением трансцендентального мира, составляют целый рассказ о его устройстве  и влиянии на человека.

Приведем свой пример,  сочетающий как чистейший, так и неоднородный  идеациональные стили. Картина Яна ван Эйка «Благовещение», изображающая Деву Марию и архангела, хоть и визуальна в своем изображении, но символична во всем. Идеациональное  искусство среди «дольнего» мира приоткрывает «горний», напоминает, что жизнь имеет не только «горизонтальное», но и «вертикальное», духовное   измерение.

Теперь  обратимся   к  самому  термину  идеациональное. Понятно,  что  для  его  адекватного  объяснения  тем,  кто  не  знаком  с терминологией  П.Сорокина,  мы подберем  синоним духовное искусство. Великий  социолог  ввел  этот   новый  термин  уже  более  80  лет  назад,  и    сегодня  стало очевидно,  что он  не прижился  в  социологическом лексиконе.  Для  того,  чтобы    дальнейший разбор  стилей искусства   был  удобен,  мы  будем   определять  изученное нами  идеациональное искусство как  духовное,     подразумевая под  этим то же самое,  что  имел  ввиду П.Сорокин,  говоря об  идеациональном.

В.Ж. – Тогда как можно определить искусство чувственной ментальности?

Ю.Б.Визуальное или чувственное искусство,  так же как и одноименная ментальность,  ярко контрастирует  с идеациональным, составляя ему бинарную пару противоположностей. В отличие от духовного, оно  индивидуалистично:  художники соревнуются  в оригинальности, модности и скандальности. Это искусство предоставляет свободу самовыражения, не  возлагая на художника какие бы то ни было  общественно полезные или душеспасительные задачи.

Человек представляет собой уникальное двуединство духовного начала и животной природы, которые находятся, зачастую,   в состоянии вражды и антагонизма. Если искусство духовное выражает, прежде всего, интересы и потребности человека духовного (Homo spiritus), то чувственное искусство — выражает, будь то в прямой или завуалированной  форме аппетиты  и вожделения, присущие животной природе человека. Это торжество простых человеческих радостей, гастрономических, винопитийных и сексуальных, изображение любви земной, не божественной. Если искусство духовное по самой своей сути принципиально аскетично, отличается торжественным благочестивым настроем, простотой и строгостью, то чувственное искусство отличается богатством, пышностью, раскрепощенностью, свободой выражения, вплоть  до полного пренебрежения всеми правилами. Оно — само себе судья, само себе законодатель. Здесь, в этой абсолютной свободе самовыражения, открываются и великие возможности и великие бездны нравственного  падения, морального разложения  и духовной деградации.

Чувственное искусство стремиться передать свое впечатление от реальных предметов, изобразить их эффектно, сенсационно, соблазнительно. Если духовное искусство подчиняется  общепризнанным правилам, то чувственное — живет по правилам постоянно меняющегося  окружающего мира,  улавливая последние тренды моды.

В.Ж. – Тогда каковы же задачи чувственного искусства?

Ю.Б. — Задач  у   чувственного искусства  очень много: удивить, развлечь, напугать, соблазнить  скучающего зрителя.  Художники, живя в обществе  с чувственной  культурной ментальностью, часто  сами являются носителями циничной чувственной ментальности, осознавая, социальный «заказ»  и   выполняя его. Вокруг них тут же появляются  критики и  кураторы, законодатели мод,  разъясняющие массам,  какое  искусство  «хорошее», а какое  «не очень». Зачастую выявляется прямая зависимость этой  характеристики  от  «правильно составленного»  круга  общения и связей  художника.  Мы  еще  несомненно вернемся к  этому стилю искусства,  поскольку   волна социокультурных флуктуаций  определила его доминирование в настоящее время.

В.Ж. – Спасибо! Будем ждать следующей пятницы для продолжения разговора!

Ю.Б. – До встречи!

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».