Коммуникация риска: экспертный взгляд

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Юлия Паулевна, расскажите, пожалуйста, читателям, что такое коммуникация риска.

Коммуникация риска представляет собой обмен знаниями о риске для состояния общества и безопасности окружающей среды. Компании, вовлеченные в коммуникацию риска, информируют людей о таких опасностях, как заражение продуктов, разлив химикатов, радиоактивные заражения, а также о местах нахождения клиник по лечению зависимости от наркотиков, например.

Приведите, пожалуйста, пример неудачной коммуникации риска.

Одним из таких примеров может служить «боязнь бешеных коров» (1996 г.). Невзирая на официальные заявления органов здравоохранения и мясной промышленности, объявивших, что болезнь коров имеет «чрезвычайно невысокую степень риска» для потребителей, британская общественность приостановила покупку мяса. В итоге, Европейский Союз запретил импорт британского мяса. Этот пример показывает, что распространение точной информации не дает желаемого результата в условиях риска. Ситуацию с бешенством коров люди мгновенно восприняли как ситуацию риска (невзирая на статистическую вероятность), т.к. болезнь представляла угрозу для жизни человека.

Какие советы Вы можете дать нашим читателям для более совершенной коммуникации в условиях риска?

Очень важно сразу начать и инициировать диалог с людьми, которые могут подвергнуться опасности. Не ждите, пока оппозиция приведет свои аргументы. Для налаживания диалога и завоевания доверия необходимо как можно раньше установить контакт с потенциальным пострадавшим или причастным.

Обращайте особое внимание на общественное мнение. Не забывайте про исследования, дискуссии, интервью – все эти способы эффективны для оценки результатов и определения факторов повреждения. Сделайте общественность своим законным партнером в процессе. Привлеките заинтересованные группы и мнения известных лиц в коммуникацию. Публикуйте полученные результаты, даже если они не относятся к проекту напрямую.

Важно предвидеть и быть готовым к враждебным выступлениям. Найдите точки соприкосновения и работайте по направлению к общему согласию.  Поймите задачи СМИ. Обеспечьте достоверную, своевременную информацию и отвечайте сразу на все запросы и вызовы общественности. Старайтесь быть честным, даже если это поначалу вредит имиджу организации.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».