Как научить стратегированию?

Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

 

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

 

С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

Как происходит обучение стратегированию в Школе юных стратегов?

 

Ю.Б.: Как говорил Сократ (470-399 г. до н.э.) «я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать», именно «заставить думать» и является первоочередным направлением деятельности Школы юных стратегов Владимира Квинта. Способность самостоятельного выбора жизненной философии, жизненной стратегии как выработанная компетенция – именно это и является основным показателем успешной работы Школы. Целеустремленный молодой человек никогда не будет актором девиантного поведения (алкоголизм, наркозависимость, компьютерные игры и т.д.), именно потому, что он достаточно мотивирован на достижение своей цели, его жизнь построена в контексте реализации жизненной стратегии.

 

 

А.К.: Действительно, Школа юных стратегов может выполнять такую важную социальную функцию, как профилактика и предупреждение асоциального поведения, ориентируя на выполнение молодежью социально значимых целей, помогать в разработке тактических методов их достижения.

 

Основные направления коучинга в Школе юных стратегов Владимира Квинта?

 

Ю.Б.:  Их несколько, выделю лишь три: введение в теоретические основы стратегического управления, развитие практических навыков создания стратегии, с учетом ограниченности ресурсов и требований внешней среды, обеспечение преемственности в воспитании подрастающего поколения руководителей власти на государственном, региональном и муниципальном уровне.

 

Какие методы Вы, как эксперты, рекомендуете использовать?

 

Ю.Б.: Основной метод коучинга в Школе – это метод деловых игр. Так же, как и наука стратегирования, метод деловых игр берет свое начало в военном деле. Он известен с XVII-XVIII века: деловая игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. В XIX веке военные игры служили для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров. Использование предпринимательских игр в коучинге продолжает традицию “плановых упражнений” военнослужащих. Члены американской Ассоциации Менеджмента после посещения Военно-морской академии и наблюдения «военных игр», обнаружили, что они как менеджеры сталкиваются с аналогичными ситуациями принятия решений. С тех пор деловые игры в США используются в различных областях знания. У истоков изучения процесса принятия группового решения стоял  психолог Курт Левин, показавший эффективность групповой деятельности, группового поля  в изменении социальных установок, в повышении учебной мотивации и вовлечености в образовательный процесс. Теоретические разработки в области активных групповых методов также встречаются в  теории поэтапного формирования умственных действий у  такого признанного психолога как П.Я. Гальперина, указывающие на закономерности переноса знаний и умений, полученных в игре, в реальную действительность.

 

А.К.: Современные исследования доказали, что метод теоретической подачи базовых знаний в области стратегирования и последующее их закрепление в деловой игре является педагогически эффективным вариантом коучинга в молодежной социальной группе. В деловой игре правила являются лишь исходным моментом, на основе которых основывается свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем, а именно творчество и разработка новых идей в области стратегирования – одна из основных задач Школы юных стратегов Владимира Квинта.

 

То есть игровой метод имеет больше преимуществ?

 

Ю.Б.: Совершенно верно. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями школьников и гимназистов. Эта форма организации обучения снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальной профессиональной деятельностью, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам. Метод позволяет соединить широкий охват обозначенных проблем, глубину их осмысливания и при этом сохранить увлеченность и желание обучаться за счет игровой формы. Игровая форма обучения позволяет раскрыть творческий потенциал обучающейся молодежи, снимает «зажатости» и позволяет преодолеть страх проявить себя.  Игровая форма соответствует логике деятельности, социальное взаимодействие, осуществляемое в ходе игры, готовит к профессиональному общению.

 

А.К.: При этом совершенно очевидно, что игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых, к этому добавляется также мотивация самовыражения и самореализации. Деловая игра обеспечивает более содержательную обратную связь, по сравнению с применяемой в традиционных методах докладов и выступлений. В деловой игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

 

Означает ли это, что традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется все аспекты личностных и профессиональных  компетенций?

 

Ю.Б.: Действительно – в игре проявляются: умение работать в команде, умение отстаивать свою позицию, умение выступать публично, способность нестандартно мыслить, стрессоустойчивость. Метод деловой игры способствует  развитию рефлексивных процессов, представляет  возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

 

А.К.: Таким образом, в Школе юных стратегов Владимира Квинта используется современная теория стратегирования, созданная её основателем, современные методы передачи знаний как в форме лекции-беседы с академиком, так и в последующем закреплении полученных знаний в практических формах деловых игр. Эта форма институционального коучинга молодежи сочетает в себе как прочный теоретический базис, так и самые современные методы освоения этой теории – деловые игры.

 

Как сформировать мотивацию к обучению стратегированию у гимназистов?

 

Ю.Б.: Именно в форме деловой игры можно сформировать мотивацию к обучению стратегическому управлению, стимулировать проявление познавательной активности учащихся, желание выступать публично. Важна также сформированность компетенции стратегического мышления, потребность осуществлять свою деятельность в рамках заранее определенной стратегии.

 

А.К.: И последнее, но не по важности – сформированность мотивации продолжения изучения науки стратегирования в ведущих вузах страны.

 

Благодарю наших экспертов за интересное общение.