Алексеев Д. В. История как двигатель культуры // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 95-99 \

Большую ценность в истории любого государства и мира в целом имеет сохранение культурного наследия, а также культурная взаимосвязь между разными государствами для дальнейшего развития истории, новых открытий и создания неповторимых памятников культуры. Содружество разных государств позволяет раскрыть новые горизонты в области исторической культуры и совместно создавать новую историю того, что, казалось бы, уже давно в прошлом.

В России для реализации идеи развить культурные отношения с зарубежными странами в 2008 году была предотворена в жизнь программа «Творческие стажировки в России». Её участниками являются люди, творческие проекты которых направлены на развитие истории и культуры России. Главным призом для победителя является прохождение стажировки в Санкт-Петербурге для усовершенствования и продвижения своего проекта. Цель самой программы – распространить информацию о российской истории и культуре за пределами России и создать тесные культурные отношения с зарубежными странами. Создание новых международных проектов может привлечь большое внимание к России для её дальнейшего развития. [1]

Одним из победителей конкурса «Творческие стажировки за рубежом» является Бернард Эрик Тифис Дегтяренко – профессиональный дипломат с острова Маврикий, человек, влюблённый в морское дело. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Бернард Эрик Тифис Дегтяренко

Лет восемь назад во время отдыха с семьёй на островах Родригес на берегу он случайно увидел брошенную, разбитую яхту, казалось бы, уже давно позабытую. Она была похожа на корабль-призрак, как в фильмах о таинстве морей и океанов, хранящих на дне уникальные секреты. Обычно такие вещи имеют давнюю историю, богатую и интересную. У Эрика яхта вызвала большой интерес и он поставил перед собой цель: узнать, откуда эта яхта и что с ней произошло. Проведя расследование, Эрик выяснил, что это яхта «Адмирал Невельской» 1982 года постройки, принадлежавшая Дальневосточной морской академии им. Г.И. Невельского. (Рисунок2) Выйдя в 1996 году в кругосветное путешествие, яхта потерпела крушение – у неё обломилась мачта.

Рисунок 2. Яхта «Адмирал Невельской»

После тщательного исследования всей истории яхты, изучению огромного количества материалов и документов Эрику пришла идея создания музея на борту яхты «Адмирал Невельской» и ему удалось реализовать эту задумку. Чтобы понять, чем он руководствовался и почему яхта так вдохновила Эрика необходимо окунуться в историю самой яхты. Как сказал М. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». В данном случае, не зная историю яхты, нельзя понять, почему именно она стала символом культурного моста между Россией и Маврикием. [2]

При проектировании яхты «Адмирал Невельской» её основной функцией было заложено участие в гоночных мероприятиях в открытом море. Она имела некоторые свои недостатки и слабые места, которые требовали изменений и корректировки. Это и было сделано перед началом кругосветного путешествия – яхта была усовершенствована, конструкция усилена, а значит, казалось бы, можно без опасений и с полной уверенностью отправиться в плаванье. Капитаном «Адмирала Невельского», который отправился в это путешествие, является Леонид Лысенко. Он известен как российский яхтсмен, профессионал своего дела. Именно он и отправился в первое кругосветное путешествие на этой яхте.

Плавание нельзя было назвать спокойным, на протяжении путешествия был сделан необходимый ремонт двигателю, а на выходе из Красного моря не удалось избежать нападения пиратов, но благодаря находившейся поблизости рыбопромышленной базе удалось спастись: из-за радиопризыва капитана яхты она изменила свой курс и успела подойти к яхте раньше, чем это сделали пираты. И казалось бы, все проблемы позади, но нет: самое страшное было впереди. Никто и не мог предположить такого стечения обстоятельств, но во время плавания в механизме и устройстве яхты начались необратимые проблемы, приведшие к коррозии, которую уже не было возможности остановить. Но несмотря на это, Леонид Лысенко всеми силами пытался спасти и себя, и яхту. Он делал всё возможное, чтобы яхту удалось сохранить, верил в лучший исход событий, но в целях безопасности всё же провёл эвакуационную тренировку. Первого августа впервые за полтора месяца было встречено филлипинское судно «Барбикан Спирит», которое в силу погодных условий и своих технических возможностей не могло принять яхту с капитаном на борт. Пробыв в дрейфе три часа возле яхты, получив и зафиксировав отказ от эвакуации, грузовое судно продолжило свое плавание, известив спасательно-координационный центр (СКЦ) Австралии. Второго августа СКЦ Австралии связался с СКЦ Владивостока, было получено указание начальника Дальневосточной морской академии им. Г.И. Невельского Седых В.И. на спасение капитана Лысенко с терпящей бедствие яхты. Третьего августа по указанию СКЦ Австралии на яхту «Адмирал Невельской» вышло украинское грузовое судно «Аккаржа», которое следовало с грузом зерна из Австралии вокруг Африки в Средиземное море. Было принято решение покинуть яхту, причем Лысенко был уверен, что если не откачивать воду, яхта затонет менее чем через сутки. В дальнейшем, по прибытии Леонида Константиновича во Владивосток и на основании выводов комиссии по расследованию причин аварии на яхте «Адмирал Невельской», яхта была списана с баланса академии со всем имуществом. [3]

Вышеописанная история, найденной Эриком, дипломатом из Маврикия, яхты, произвела на него огромное впечатление. Он считает, что личность Адмирала Невельского заслуживает большей известности, чем имеет сейчас, именно поэтому своей задачей он видит продвижение памяти об Адмирале Невельском в мире. Эрик размышляет над тем, почему имя адмирала Геннадия Ивановича Невельского не столь известно, как имена других русских мореплавателей, ведь именно он сделал немаловажные новые открытия: доказал, что в устье Амура могут входить морские суда, а Сахалин является островом. Дегтяренко пришла идея создать в Маврикии морской музей на борту яхты «Адмирал Невельской», таким образом люди Маврикия познакомятся с достоянием русской культуры, смогут увидеть собственными глазами и вдохнуть запах истории русского мореплавания. Для осуществления своей задумки он вложил собственные деньги на создание музея. Этот музей стал для Эрика не просто реализованной идеей, а настоящим колоссальным проектом, который он намерен развивать и совершенствует его по сей день. Побывав в Санкт-Петербурге на творческой стажировке, он познакомился со множеством интереснейших и умных людей, которые произвели на него массу впечатлений. В Санкт-Петербурге Эрик в первую очередь побывал в Центральном военно-морском музее, также в Русском географическом обществе и многих других музеях, связанных с историей русской культуры. За это время он успел познакомиться со многими документами в архивах, которые связаны с личностью адмирала Невельского. Эрик был рад, что в поиске информации ему помогало много отзывчивых и заинтересованных людей. В результате он приобрёл новые знакомства, которые в дальнейшем помогут ему с развитием проекта. В его планах сделать из музея-яхты такой памятник культуры, который станет некоторым звеном, соединяющим Россию с Маврикием. В музее планируется проводить различные выставки и мероприятия, связанные с морской историей. По его мнению, это может привлечь людей не только с его государства, но также людей с России и всего мира. Стоит отметить, что благодаря действиям Дегтяренко Министерство Образования Республики Маврикий готово вложить значительные финансовые средства в более чем 400 социальных школ для изучения русского языка как иностранного. И поэтому с нашей стороны необходимо оказывать любого вида образовательное и методическое содействие, разрабатывать программы обмена студентов и в процессе изучения русского языка прививать им любовь к культуре и истории России.

Музей, созданный дипломатом из Маврикия – Эриком Дегтяренко стал культурным мостом, соединяющим Россию и Маврикию. Раньше нитью, соединяющей эти два государства, был только туризм, но сейчас они могут обмениваться между собой культурными историческими ценностями, развиваясь вместе в этой сфере. Для продвижения своей исторической культуры по всему миру многие страны могут объединять свои исторические культурные проекты, делиться опытом и знаниями, чтобы развивать историю своей страны и расширять кругозор всего населения. Культурным мостом может для разных стран может стать как морской объект (в случае с Россией и Маврикием, которых объединила история мореплавания и яхта «Адмирал Невельской»), так и любые другие исторические объекты, места или культурные памятники. Главное – всегда стремиться создать что-то новое из давно забытого старого и стремиться сохранить историческую культурную память своей страны как в её пределах, так и за рубежом.