Саралиев Ж.С., Бидова Б. Б. Информационная безопасность государства как объект уголовно-правовой защиты // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 78-81

Конец XX века ознаменовался революцией в сфере информационных технологий. Анализируя происходящие изменения, ученые сделали вывод, что основным ресурсом современного постиндустриального общества становится информация. Соответственно в связи с информационной революцией следует говорить о возникновении новой формации — информационного общества. Именно появление и развитие компьютерных технологий хранения, обработки и передачи информации лежат в основе формирования современного информационного общества.

Сегодня в уголовно-правовом дискурсе понятие «информационная безопасность» преимущественно используется в слишком узком смысле: как защищенность от утечки сведений, содержащих государственную тайну. Так, Лободина А.С., Ермолаева В.В. обоснованно отмечают, что непосредственным объектом государственной измены является национальная безопасность преимущественно в сфере государственной безопасности, информационной, экономической, научно-технологической и военной сферах, при этом делает уточняющее замечание о том, что в контексте ст. 275 информационная безопасность, прежде всего, означает защищенность РФ от утечки информации, составляющей государственную тайну [5, с. 17].

Абдулгамидова Д.А., Алиева А.Б.  в ходе анализа состава преступления государственной измены отмечают, что под угрозами национальной (в том числе государственной) безопасности РФ в информационной сфере следует понимать утечку информации, составляющей государственную тайну [1, с. 274]. Подобные позиции высказываются и в работах других авторов.

Очевидно, что такое положение не соответствует социальным тенденциям информатизации и обусловленным ими потребностям в правовом регулировании и охране общественных отношений. Как правильно отмечает Федотова Ю.Г.: «научность познания определенного общественного явления, обобщенного в понятии, заключается в том, что наука пытается таким образом уточнить понятие, чтобы его содержание отвечало данной исторической обстановке» [6, с. 41].

В условиях, когда возможные угрозы в сфере информационной безопасности далеко не исчерпываются утечкой сведений, составляющих государственную тайну, уголовное право, как нормативная база охраны общественных отношений от преступных посягательств, не должно рассматривать информационную безопасность настолько узко.

Отдельно отметим, что в пределах смежных юридических наук, в частности в административном и информационном праве, проведено достаточно значительное количество исследований по вопросам информационной безопасности, получены весомые научные результаты. Таким образом, для формулирования научно обоснованного определения информационной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны нужно: во-первых, провести анализ генезиса нормативно-правового отражения исследуемого понятия; во-вторых, установить его сущностные характеристики путем исследования подходов к определению этого понятия, предложенных в смежных юридических науках; в-третьих, учитывая специфику информационной безопасности именно как объекта уголовно-правовой охраны, сформулировать необходимо определение.

О сложности и многомерности категории «информационная безопасность» свидетельствует активный научный дискурс отечественных и зарубежных исследователей по поводу формулировки ее ключевых признаков, структуры, видов и т.д. [9, 10, 12-15]. В современной юридической науке под информационной безопасностью понимается далеко не только обеспечение целостности информационного ресурса, режима ограниченного доступа к нему. Такое положение является абсолютно адекватным отражением того значения, которого сегодня приобретают информационные процессы, осознанием государственного уровня опасности негативных информационных воздействий и ограничения доступа к информации. Наиболее удачно специфику информационной безопасности как объекта правового регулирования раскрывает Артамонова Я.С.:

«1. Зона информационной безопасности находится на перекрестке функции национальной безопасности и информационной функции государства.

2. Вопросы информационной безопасности государства имеет экстерриториальный характер.

3. Общественные отношения, входящие в информационную безопасность, являются неоднородными и разноплановыми.

4. Компетенция государства в сфере информационной безопасности обусловлена конкуренцией между информационными правами человека и функциями государства его органов по регулированию информационных процессов.

5. В демократическом обществе государственное регулирование информационной сферы возможно только путем установления правовых норм.

6. Политика информационной безопасности должна иметь многовекторный характер. Ее главными составляющими (векторами) являются: регулирование информационных отношений в целях обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка, поддержания законности; регулирования информационных отношений в целях обеспечения прав и свобод граждан, здоровья и нравственности; регулирования информационных отношений в сфере коммерческой информации» [2, с. 500].

Горбунов А.С. отмечает, что понимание безопасности государства как определенного состояния или возможности противостоять противнику или защищенности его основ ограничено и не может быть воспринято бесспорно, поскольку все эти точки зрения предусматривают рассмотрение безопасности, во-первых, изолированно от процессов, вызывающих необходимость «защиты», «противостояние»; во-вторых, односторонне и в статическом состоянии, без учета особенностей социального развития [3, с. 64]. Высказанные положения также подтверждают обоснованность рассмотрения информационной безопасности именно как определенной системы общественных отношений.

Во-вторых, информационная безопасность имеет специфическое двойное значение. Информационная безопасность РФ она рассматривается как:

1) составляющая каждой из сфер национальной безопасности;

2) самостоятельная сфера национальной безопасности.

В контексте развязки задач правового регулирования и охраны значит, что нормативно-правовое воздействие на отношения информационной безопасности осуществляется как в рамках информационного права, так и с помощью различных других конструктивных отраслей права: конституционного, гражданского, банковского, коммерческого и тому подобное. Соответственно, и уголовно-правовая охрана предмета нашего исследования обеспечивается с помощью норм, предусматривающих посягательство на различные родовые объекты.

В-третьих, общественные отношения, составляющие информационную безопасность как объект уголовно-правовой охраны, следует определять так, чтобы вывод о необходимости применения уголовно-правовых средств для охраны именно этих отношений был четким и последовательным. Необходимо согласиться с Иванько А.Ф., Иванько М.А., Шаниной А.А.: «… источник права — это жизненно важные интересы и потребности человека. Объективная необходимость подвергнуть их регулированию породила право [4, с. 25]. Итак, аксиомой является обусловленность определения определенного объекта уголовно-правовой охраны установлением тех социальных потребностей по поводу реализации которых существуют общественные отношения, которые нуждаются в уголовно-правовой охране. В гуманитарной науке потребность определяется как состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, что выражает зависимость объективного содержания условий их существования и развития и выступает источником различных форм их активности. Интерпретируя данные положения в контексте предмета исследования, целесообразно отметить, что появление и функционирование общественных отношений информационной безопасности связаны с информационной социальной потребностью. То есть тогда, когда лицо имеет возможность получать достоверную и достаточную для осуществления эффективной деятельности информацию.

Следует отметить, что понятия безопасности для личности, общества и государства отличны. Так безопасность личности – это осуществление её неотъемлемых прав и свобод. Безопасность общества – сохранение и умножение его духовных и материальных ценностей̆. Национальная безопасность – предполагает, как уже отмечалось, внутреннюю стабильность, суверенитет, независимость, территориальную целостность и др.  

С учетом указанного, под информационной безопасностью предлагается понимать систему общественных отношений, которая обеспечивает возможность реализации информационной потребности граждан, общества, государства. Реализация информационной потребности осуществляется путем получения доступа к необходимой информации, основанный на использовании информационных технологий и обеспечивается формированием информационного ресурса. Следовательно, информационная безопасность — система общественных отношений по обеспечению реализации информационных потребностей граждан, общества, государства, которая включает:

1) отношения по обеспечению доступа к информационным ресурсам;

2) отношения по формированию информационного ресурса;

3) отношения по обеспечению функционирования информационных технологий как средств доступа к информационному ресурсу и его формирование.