Использование дистанционных образовательных технологий для индивидуализации процесса обучения

Бузаева Е.А.
Buzaeva6373@mail.ru

Бузаева С.В.

Евдокимова Т.А.

Дистанционное обучение входит в разряд наиболее эффективных технологий, которые направлены на осуществление образовательной деятельности. С помощью интерактивного и оперативного общения во время проведения дистанционного обучения появляется возможность индивидуализировать обучение, организовать самообучение, а также регулировать скорость обучения и содержание материала для обучения [4].

Современные учебные заведения начали активно внедрять электронное обучение в образование, включая дистанционное обучение, рассматривают возможность образовательных программ  адаптироваться к современным условиям. Поскольку ключевым фактором успешности учебного заведения является наличие таких технологических решений, как дистанционное обучение, важную роль играет разработка и реализация образовательной программы.

Многие авторы научных статей и пособий выделяют особенности дистанционного обучения: гибкость, модульность, уникальный контроль качества образования, новая роль преподавателя, а также экономическая эффективность.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет обучающимся не только сэкономить время и силы, но и сформировать чувство ответственности за свое будущее, выстроить уникальную траекторию обучения, что благоприятно сказывается на качестве обучения.

Для успешности дистанционного обучения должна быть разработана дидактическая схема процесса. В нашем исследовании для построения подобной схемы был использован метод моделирования. Данная схема включает в себя различные элементы, связанные между собой (методы, средства и процессы). Они составляют целостную структуру, которая используется для достижения поставленных целей обучения [1, c.35].

Разработанная нами схема индивидуализации обучения с применением дистанционных технологий представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема индивидуализации обучения с применением дистанционных технологий

Схема состоит из множества компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Эффективность обучения согласно данной схеме определяется деятельностью преподавателя по осуществлению познавательной деятельности в зависимости с педагогическими условиями (содержательными, процессуальными, управленческими).

Представленная схема раскрывает структуру традиционного обучения. Однако формы представления материла, а также взаимодействие между преподавателем и студентом  иные.

Чаще всего во время дистанционного обучения взаимодействие и обратная связь обеспечивается в электронной системе совместимой с SCORM, при этом реализация подобной схемы обучения допустимо и благодаря ресурсам  Web 2.0 [3, c.390].

Нами было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО УИ ГА имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева г. Ульяновск. В качестве цели исследования выступала разработка схемы  индивидуализации обучения с использованием дистанционных технологий. Реализация разработанной схемы в данном учреждении осуществляется на базе платформы Microsoft Teams, за основу были взяты занятия «Опасные для авиации явления погоды и их влияние на деятельность авиации» в рамках дистанционного занятия по дисциплине «Авиационная метеорология». Данная дисциплина осваивается курсантами на 3 курсе. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 288 часов.

В качестве испытуемых выступали курсанты 3 курса направления «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», профиль «Организация использования воздушного пространства». Численность испытуемых 15 человек.

Исследование проходило в три этапа:

1. Констатирующий этап, который включал в себя диагностическую работу для выявления исходного уровня сформированности умений и навыков в рамках дисциплины «Авиационная метеорология».

2. Формирующий этап. Благодаря результатам диагностики, полученным на констатирующем этапе, нами было определено направление работы с курсантами с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Контрольный этап. На данном этапе нами была проведена контрольная диагностика уровня сформированности умений и навыков в рамках дисциплины «Авиационная метеорология».

В качестве способа оценивания выступали итоговые тесты, разработанные преподавателем данной дисциплины. В тесте представлено 25 вопросов.

Критерии оценивания:

— 90% и более правильных ответов – оценка отлично;

— 80% и более правильных ответов – оценка «хорошо»;

— 70% и более правильных ответов – оценка «удовлетворительно».

Результаты, полученные на констатирующем этапе, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень сформированности умений и навыков на констатирующем этапе эксперимента

Большая часть курсантов имеют положительные оценки по данной дисциплине (30% курсантов имеют оценку «отлично», 50% оценку «хорошо», 13,3% оценку удовлетворительно), однако имеются и те, кто не смог освоить дисциплину (6,6% имеют оценку неудовлетворительно).

Формирующий этап эксперимента проводился на базе платформы Microsoft Teams. На этом этапе эксперимента было решено использовать разработанную схему (рисунок 1).

Рассмотрим каждый из компонентов в рамках исследования:

Целевой компонент.

В соответствии с разработанной схемой преподавателю требуется сформулировать операциональные цели занятия.

В результате освоения обозначенной темы курсанты должны:

— знать явления погоды, ухудшающие видимость в атмосфере;

— уметь определять причины возникновения турбулентности;

— уметь определять сдвиг ветра в приземном слое и знать его влияние на выполнение полетов;

— знать общую характеристику вулканов и вулканическую деятельность;

— знать влияние вулканического пепла на выполнение полетов;

— знать минимум погоды.

При этом преподаватель может конкретизировать цели и формулировать дополнительные для некоторых курсантов, как во время выполнения конкретного занятия, так и во время освоения всего курса

Содержательный компонент.

Отталкиваясь от поставленных целей занятия, преподаватель должен сформировать его содержание. Оформление возможно в виде плана, включающий в себя сам учебный модуль, а также дополнительные задания.

Основным ядром курса является учебный модуль. Он содержит в себе теоретический материал и может быть представлен в текстовом виде с использованием иллюстраций или видеолекций. Главным условием модуля является краткость и ясность информации. Тестовый формат материала должен быть объёмом не более 2 страниц формата А4. Продолжительность видеолекции не должно превышать 15 минут.

По итогу преподаватель должен организовать проверку первичного усвоения материала. Осуществить это возможно посредством автоматической обратной связи в виде перечня вопросов на выявление понимания изученной темы. Ошибочных ответов быть не должно. Если же ошибка всё таки была допущена, курсанту требуется вновь изучить предоставленный преподавателем материал.

Несмотря на то, что освоение учебного модуля является обязательным,  курсантам с разной скоростью освоения учебного материала, можно обращаться к материалу неограниченное количество раз.

С помощью раздела «Дополнительные материалы» можно разнообразить дидактический материал. В него могут быть включены научные статьи, письменные исторические источники (воспоминания, документы), фотоматериалы, исторические карты, видеохроника, ссылки на электронные энциклопедии и т.д.

Процессуальный компонент.

Индивидуализация освоения учебного занятия в рамках данного компонента обеспечивается за счет возможности прохождения курсантами материала в персональном темпе. Преподаватель может ограничить срок освоения каждого занятия. В течение определённого времени курсанты могут в удобное для них время освоить учебный модуль и выполнить необходимый перечень заданий.

Обратная связь между педагогом и курсантами может осуществляться с использованием сервиса личных сообщений, встроенного форума или чата.

Результативный компонент.

По итогам освоения дисциплины или же конкретного занятия курсанту необходимо пройти итоговый тест, включающий в себя от 3 до 5 вопросов на проверку усвоения каждой операциональной цели.

Важно использовать разные варианты итоговых тестов, поскольку целевые ориентиры могут отличаться для разных курсантов.

Для получения оценки «удовлетворительно» у курсанта должно быть верно не менее 70% заданий, оценка «хорошо» выставляется за выполнение не менее 80% заданий и оценка «отлично» выставляется при правильном ответе не менее 90% вопросов.

Необходимо предусмотреть возможность повторного выполнения итогового теста. Для этого курсанту необходимо вновь обратиться к материалу дисциплины или при необходимости задать вопросы преподавателю [2, c.121].

Критерии оценивания каждого занятия и всей дисциплины целесообразно размещать в вводном разделе, до начала освоения материала и выполнения заданий.

Главной задачей преподавателя при такой форме обучения становится организация самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Курсантов необходимо научить не только самостоятельно добывать знания, но и применять их на практике.

После проведения формирующего этапа эксперимента нами была проведена контрольная диагностика уровня сформированности умений и навыков в рамках дисциплины «Авиационная метеорология». Сравнительная характеристика полученных результатов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнительная характеристика уровня сформированности умений и навыков в рамках дисциплины «Авиационная метеорология» на констатирующем и контрольном этапе исследования

Исходя из результатов, представленных на рисунке 3, мы видим, что благодаря индивидуализации процесса обучения удалось улучшить успеваемость по данной дисциплине. Количество оценок «отлично» и «хорошо» возросло на 5%, количество оценок «удовлетворительно» сократилось на 3,3%. Количество неудовлетворительных на контрольном этапе эксперимента выявлено не было.

Таким образом, разработанная схема процесса индивидуализации позволяет учесть общие особенности индивидуализации обучения:

− учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость курсантов (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и т.д.);

− оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся;

− предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения;

− формирование общеучебных умений и навыков;

− формирование адекватной самооценки учащихся.

Дистанционное обучение позволяет развивать не только уровень самоорганизации, дисциплинированности, но уровень ответственности у учащихся.

Другие статьи по педагогике можно найти в нашем архиве