Бурятия в ДФО и СФО: сравнительная характеристика

Брыкова Светлана Сергеевна
s8yckova@yandex.ru

3 ноября 2018 года Республика Бурятия и Забайкальский край, согласно указу Президента РФ, перешли из Сибирского федерального округа в Дальневосточный. Для начала проанализируем состояние данных федеральных округов до проведения вышеуказанного административного преобразования, чтобы понять, чем именно была обусловлена необходимость данного шага.

Для этого рассмотрим небольшую сводную таблицу, для выведения которой использовались данные с официальных сайтов полномочных представителей обоих округов, Росстата, а также с единой базы статической информации и с единой межведомственной информационной статистической системы (ЕМИСС). Важно отметить, данные были взяты именно на начало 2018 года, чтобы оба федеральных округа были в старом составе.

Таблица 1. Краткая сравнительная характеристика СФО и ДФО на начало 2018 г.

Показатель, округСФОДФО
Площадь, тыс. кв. км51456169,3
Удельный вес в  общей площади РФ, %30,0936,08
Численность на 1 января 2018 г., тыс. ч.19287,476165,28
Удельный вес населения округа в общей численности РФ, %13,134,2
Плотность населения, ч. на кв. км.3,70,99
Отношение плотности населения округа к общероссийской (8,6), %43,0211,51
Среднемесячные доходы по округу на душу населения, р. за 2017 год.2373237006
Потребительские среднемесячные расходы на душу населения, р.16944   26456
Склонность к сбережению (доля откладываемых денежных средств в общем доходе),%21,0333,42
Среднемесячные среднедушевые доходы РФ, р. 2017 г.31488
Среднемесячные среднедушевые расходы РФ, р. 2017 г.23601
Склонность к сбережению РФ, %25,05
Отклонение склонности округа к сбережению от общероссийской, %-4,02+8,37
Среднемесячная стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по округу за 2017 год, р.13498,7117790,13
«Реальный» среднемесячный среднедушевой доход, исчисленный в количестве фиксированных наборов, которое можно приобрести на номинальный среднедушевой доход, шт.1,762,15
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)0,370,383
Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов)5,726,98
Доля ВРП округа РФ (как сумма долей ВРП субъектов округов) в ВРП Российской Федерации как суммы валовых продуктов субъектов РФ10,55,2
Соотношение доли ВРП округа в ВРП РФ к доле населения округа в общей численности населения РФ0,81,23
Уровень безработицы в округе за 2017 год, %7,35,6
Отклонение уровня безработицы в округе от общероссийского (5,2), %2,10,4
Количество субъектов на 1 января 2018 г.129
Среднее количество субъектов РФ приходящееся на округ10,63
Средняя площадь округа в РФ, тыс. кв. км.2137,3
Удельный вес населения РБ в населении в СФО, на 1 января 2018 и в ДФО на 1 января 2020 года, %5,112,07

Как хорошо заметно из первого показателя, до административно-территориальных преобразований ДФО значительно обгонял СФО по площади (на 1024,3 тыс. кв. км в абсолютном выражении или на 19,91% в относительном), сейчас разница стала заметно больше (1807,5 тыс. кв. км или на 41,44%). Таким образом, отличительная черта ДФО – огромная территория, в СФО она также присутствует по сравнению с остальными округами, но в меньшей степени, нежели ДФО. О чем свидетельствует и удельный вес в общей площади РФ: 30,09% и 36,08% на начало 2018 года СФО и ДФО, соответственно.

Переходим, к следующей отличительной особенности СФО и ДФО, которая наиболее ярко заметна именно в ДФО, то есть к низкой плотности населения. Суммарная площадь двух округов равна 67,7% от площади РФ, а вот удельный вес населения только 17,33% в общей численности России, где 13,13% – это СФО, а 4,2% – ДФО. Плотность населения 3,7 человека на кв. км и 0,99 кв. км., соответственно, плотность ДФО даже до одного человека не дотянула, притом, что соседствует он с такими густонаселенными странами как Япония, Китай и Южная Корея. Общероссийский показатель в 8,6 также далек от вышеуказанных стран, однако ДФО в этом отношении уступает и ему, причем в более чем в 8 раз.

Таким образом, от демографических проблем перейдем к экономическим. Обратимся к такому показателю как среднемесячные доходы населения по округу за 2017 год. Данный показатель нельзя назвать качественным и объективным, ввиду того, что уровень потребительских цен в СФО и ДФО существенно различается. Потому не стоит делать вывод, что ДФО экономически стабильнее, чем СФО,  и что люди там живут богаче и лучше, лишь на основании номинальных доходов. Поэтому был выведен реальный среднедушевой доход путем деления номинального показателя на среднегодовую стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в данном округе. В результате получилось, что в СФО можно приобрести 1,7 шт. таких наборов, а в ДФО 2,15 шт.

 Таким образом, реальные доходы в ДФО, действительно, выше, однако не настолько, как если бы мы исчислили соотношения в номинальном эквиваленте. Данную же разницу можно считать компенсацией за более высокие расходы на транспортные и связанные с этим туристические расходы, которые в фиксированный набор не входят, однако ввиду более суровых условий для жизни необходимы жителям ДФО для подзарядки солнечной энергией.

Помимо этого, стоит отметить, что у жителей ДФО достаточно высокая склонность к сбережению – 33% против 21% у СФО. Данный показатель даже превышает общероссийский. Это положительно характеризует округ в плане экономической рациональности потребительского поведения.

Коэффициент Джини – индекс концентрации доходов, характеризующий степень социального расслоения населения, величина которого варьируется от 0 до 1, причем, чем выше значение коэффициента, тем более неравномерно распределены доходы. Показатели СФО и ДФО примерно равны – 0,37 и 0,38, однако в СФО ситуация чуть лучше.  Для объективности сравнения рассмотрим другой коэффициент, характеризующий тоже явление. Децильный коэффициент показывает соотношение минимального значения дохода 10% наиболее обеспеченного населения и максимального значения дохода 10% наименее обеспеченного населения, т. е. чем меньше данный показатель, тем лучше. Здесь разница между СФО и ДФО более заметна: 5,72 против 6,98, т. е. степень расслоения и экономического неравенства в ДФО выше.

Перейдем к основному экономическому показателю, характеризующему состояние экономики в регионах – Валовому региональному продукту. Здесь  подсчитаем его как сумму долей субъектов, входящих в округ, относительно общему ВВП страны (как суммы ВРП), и в данном показателе четко видно, что вклад в производство, несомненно, выше у СФО: 10,5% против 5,2%.Таким образом, добавляем к перечню ключевых проблем ДФО ещё и сравнительно более низкий уровень развития экономики. Хотя и произрастает данная проблема из другой, уже названной – демографической: ДФО не хватает трудовых ресурсов, поэтому туда традиционно ездят со всей России на заработки вахтовым методом, затем увозя заработанное в родные регионы.

Переходим к другому важному социально-экономическому показателю – безработице, в ДФО он ниже (потому как мы только что заметили, наблюдается даже нехватка трудовых ресурсов).

Также в конце таблицы можно заметить данные, указывающие на то, что  удельный вес населения Республики Бурятия в населении ДФО куда более существенен, нежели до этого в составе СФО: 5,1% против 12,07%. Следовательно, показатели социально-экономического развития Бурятии будут оказывать большее влияние на совокупные показатели ДФО, нежели на СФО.

Далее рассмотрим, как изменилось социально-экономическое положение Республики Бурятия, сравнив данные за 2017 год, когда РБ была в составе СФО и за 2019 г., который РБ полностью провела уже в ДФО.

Таблица 2. Изменение социально-экономическое положения РБ за 2017 г. и за 2019г.

ПоказательВ СФО за 2017г.В ДФО за 2019 г.
Среднемесячные среднедушевые доходы в рублях2412525023
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, р.13837,4615341,7
«Реальный» среднемесячный среднедушевой доход, исчисленный в количестве фиксированных наборов, которое можно приобрести на данный доход, шт.1,741,63
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)0,3910,37
Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов)6,35,7
Доля ВРП Бурятии в ВРП Российской Федерации как суммы валовых продуктов субъектов РФ, %0,30,3 (2018 г.)
Среднегодовая численность населения, тыс. чел.984,3984,6
Коэффициент нагрузки на 1 занятого в экономике1,471,5
Уровень безработицы, %9,69,2
Объем исполненного конс. бюджета РБ в факт действ. ценах59 343 118 598,680 573 892 078,95
Реальный объем исп. бюджета  на человека в шт. фиксированного набора потреб. товаров и услуг4,365,33
Дефицит консолидированного бюджета, р.2 700 797 409,3483 935 722,4
Удельный вес безвозмездных поступлений в доходной части бюджета, %47,954,0
Доля неналоговых доходов в доходной части бюджета, %2,742,39
Миграционный прирост/отток, ч.-34261037
Естественный прирост, ч.12611638
Индекс стоимости жизни г. Улан-Удэ (1 – среднее по РФ)0,960,98
Число зарегистрированных, действующих организаций19716  18754
Вид экономической деятельности, в котором зарегистрирована большая часть организацийТорговля, опт.и розница, ремонт, ремонт авто и мотоциклов (21,3%)Торговля, опт.и розница, ремонт, ремонт авто и мотоциклов (21,01%)
Чистый экспорт, млн. в январе -сентябре916 дол. США или 53 366,16 р.351,4 дол. США или 22869,11 р.
Объём платных услуг, оказанный туристам по итогам года, млн. р.25793277,3
Реальный объём платных услуг, оказанный туристам по итогам года, в количестве наборов фиксированных потребительских товаров и услуг, шт.186 378,14213 620,39
Объем инвестиций в сферу туризма, млн. р.116102,7
Реальный объем инвестиций в сферу туризма в количестве наборов фиксированных потребительских товаров и услуг, шт.8383,046694,17
Иностранные туристы, ч.6326680953
Количество мест размещения, ед.1852921739

Как можно заметить, в этой таблице нет показателя ВРП. Самые свежие данные о ВРП от 2018 года, поэтому его в таблице нет, т. к. 10 месяцев Бурятия 2018-го года провела в составе СФО, и оттого сравнение по данному параметру было бы нецелесообразным.

Начнем с доходов населения, где, на первый взгляд, среднемесячные среднедушевые доходы увеличились почти на тысячу рублей, однако не будем забывать об инфляции. Потому пересчитаем средние доходы граждан в эквиваленте фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, отсюда видим, что реальные доходы населения уменьшились, и средний статистический житель Бурятии может позволить себе 1,63 набора, тогда как раньше мог приобрести 1,74. Мы видим падение покупательной способности на 6,3%, будем разбираться в причинах.

Далее идут уже знакомые нам коэффициент Джини и децильный коэффициент, здесь прослеживается уже положительная тенденция. Доходы стали распределяться равномернее (0,391 против 0,37) и социальное неравенство стало менее выраженным (6,3 против 5,7).

Следующим показателем идет ВРП, о котором уже говорилось, что пока нет данных за 2019 год, однако обратим внимание на долю ВРП РБ в ВВП РФ (как суммы ВРП) – это всего лишь 0,3% (причем за 2017 и 2018 год этот показатель одинаков). В то время как в РФ 85 субъектов и, следовательно, средняя доля субъекта должна равняться 1,18%, показатель же РБ ниже в 3,93 раза.

Среднегодовая численность населения увеличилась на 300 человек, с учетом отрицательной динамики практически всего остального ДФО (об этом мы говорили в первой главе) этот показатель можно считать положительным. Чего точно нельзя сказать о коэффициенте нагрузки на одного занятого в экономике, если в 2017 году, на одного работающего приходилось 1,47 неработающих по разным причинам граждан, то в 2019 году этот показатель достиг полутора человек.

К положительным результатам также можно отнести то, что уровень безработицы снизился с 9,6 до 9,2%. Также во многом благодаря вхождению в ДФО, в республике стали появляться новые рабочие места.

Перейдем к консолидированному бюджету Республики Бурятия. По группе показателей, связанных с государственными финансами, результат перехода в ДФО наиболее заметен из-за увеличения объема государственной поддержки в виде безвозмездных поступлений. Так, номинальный показатель исполненного бюджета увеличился на 21,23 миллиарда рублей. Реальный же объем исполненного бюджета на человека (посчитанный путем деления номинального объема на среднегодовую численность населения, а затем на стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг) составил 4,36 и 5,33 наборов на человека в 2017 и 2019 гг., соответственно. Т. е. реальный объем исполненного бюджета увеличился на 22,25% за два года, что довольно существенно. Как правило, увеличение государственных расходов влечет за собой оживление экономики, однако результаты в виде повышения благосостояния граждан будут заметны позже, чем через два года.

Говоря о бюджетных показателях, стоит отметить уменьшение бюджетного дефицита более чем в 5,58 раз. Удельный вес безвозмездных поступлений в доходной части бюджета вырос с 47,9 до 54%. Т. е. в 2019 году самостоятельность консолидированного бюджета стала меньше половины (46%). Однако, принимая в учет тот факт, что данная поддержка с течением времени позволит наладить собственную экономику республики, этот показатель нельзя заносить в минус. Однако стоит относиться к безвозмездным поступлениям как ко временной мере и как к средству для роста и развития, а не подсаживаться на «дотационную иглу» навсегда. Бюджет Республики Бурятия за изученный  промежуток с 2006-го года был зависим от межбюджетных трансфертов, однако  безвозмездных поступлений хватало по большему счету лишь на покрытие текущих необходимых расходных обязательств, в то время как сейчас увеличение финансовой поддержки позволит больше развиваться и поднимать собственную экономику, а не только поддерживать жизнедеятельность республики.

Перейдем от бюджетных показателей вновь к социальным. Сальдо миграции в 2019 году оказалось положительным, в то время, как мы убедимся в третьем пункте второй главы, тенденцию к миграционному оттоку не удавалось переломить довольно долгие годы.  В предыдущей главе  рассматривались меры привлечения граждан в ДФО и, судя по данным миграции, в Республике Бурятия они, действительно, начали работать. В 2017-ом году миграционный отток составил 3426 человек, что равнялось 0,35% от среднегодовой численности населения, в 2019-ом же году миграционный приток составил 0,11%.

По показателю естественного прироста населения также наметились положительные тенденции: с 1261 человека естественный прирост вырос до 1638 человек. Здесь могли положительно сказаться дополнительные дальневосточные выплаты к материнскому капиталу, о которых мы уже писали в первой главе.

Однако вернемся к экономическим показателям. В блок показателей, характеризующих реальные доходы населения, также входит индекс стоимости жизни. Он рассчитывается по городам – административным центрам субъектов РФ. По ДФО индекс стоимости жизни носит самые высокие значения, при 1 – среднероссийской в ДФО он колеблется от 0,98 (в Улан-Удэ) до 1,62 в Анадыре. Среднее значение по региональным центрам в ДФО в 2019 году составило 1,15. В 2017 году индекс стоимости жизни в г. Улан-Удэ был меньше (0,96), сложно сказать повлияло ли на это повышение (0,02) вхождение Бурятии в ДФО, однако одно то, что денег в экономике региона стало циркулировать больше, могло повлиять на уровень цен. Однако не думаю, что это стоит занести в отрицательные итоги нахождения Бурятии в ДФО.

Перейдем к демографии организаций. Конечно, данный показатель нельзя назвать качественным ввиду того, что распределение налоговых доходов и рабочих мест по каждому предприятию будет неравномерным. Помимо этого, в показатель количество зарегистрированных организаций также входят и некоммерческие и государственные организации и туда не входят индивидуальные предприниматели, которые также вносят существенный вклад  по налогам и по занятости населения. Однако резкое уменьшение числа организаций может свидетельствовать о неблагоприятной экономической обстановке, так как просто так организация самоликвидироваться не станет. Так с 2017-го года число организаций уменьшилось с 19716 до 18754, что составило убыль порядка 4,88%.

Стоит отметить, что экономическая обстановка сейчас беспокойна не только в Бурятии, но и в стране, и в мире, а потому можно предположить, что без дальневосточных льгот показатель «смертности» предприятий в РБ был бы выше, либо предложенные меры поддержки пока не были реализованы с высокой эффективностью.

Превалирующий вид экономической деятельности, в котором зарегистрирована большая доля организаций, не изменился – это оптовая и розничная торговля, т. е. деятельность не связанная с производством новых товаров и услуг, а лишь с реализацией уже произведенного. Хотя в 2019 году доля этого вида экономической деятельности незначительно уменьшилась (на 0,29%).

Показатель чистого экспорта рассматриваем за период январь-сентябрь, а не годовой, ввиду того, что за 2019 год пока известны только эти данные. Однако и они поражают. Намечается заметное снижение чистого экспорта с 916 млн. долларов до 351,4 млн. долларов США, что при переводе в рубли по среднему курсу за соответствующие периоды (средний курс за январь-сентябрь 2017 г. и аналогичный период 2019 года равен 58,26 р. и 65,08р., соответственно.) равняется 53 366,16 млн. р. и 22 869,11 млн. р., соответственно. Данная ситуация связывается с общероссийской тенденцией падения экспорта в связи с непростой ситуацией на мировом рынке, потому переход РБ в состав ДФО вряд ли мог оказать существенно влияние на это падение.

Потому кратко рассмотрим ту отрасль, на которую переход в состав ДФО совершенно точно оказал значительное влияние, а именно – туризм. Потому как благодаря упрощенному получению визы годовой поток иностранных туристов вырос с 63266 до 80953 человек, что составляет порядка 27,96%. Соответственно, вырос объем платных услуг и налоги, отчисляемые в федеральный и региональный бюджет от предприятий, занятых в сфере туризма. Однако приведем реальный объем, высчитанный в количестве фиксированных наборов потребительских товаров и услуг. Так, в 2017 году тот составлял 186 378,14 наборов, а в 2019 году уже — 213 620,39, в относительном выражении увеличение объема доходов сферы туризма составило 14,62%.

К сожалению, объем инвестиций в сферу туризма сократился на 20,15%, однако в 2019-ом году территории опережающего  развития только начали развиваться, а потому остается надеяться, что в 2020-ом году удастся привлечь больше инвесторов за счет дальневосточной системы «одного окна» для инвесторов и более активной системе их поиска и привлечения, о которой мы говорили в прошлой главе. Тем более что, как видим, материальные мощности по количеству мест коллективного размещения республика увеличила с 18529 ед. до 21739, что составило 17,32%. Данная отрасль в Республике Бурятия является перспективной, и именно наличие озера Байкал является основным конкурентным преимуществом Республики, однако накладывая притом ряд ограничений по осуществлению хозяйственной деятельности.  Вот только мировой опыт показывает, что развитые страны (в частности, страны Скандинавии) постепенно приходят к концепции зелёной экономики, за которой стоит будущее и которую можно и нужно развивать в Бурятии. И это возвращает нас к тому, что и это ограничение можно превратить в перспективу развития, в которой на территории Республики можно начать строить зелёную экономику значительно раньше остальной России. Не в этом ли смысл территорий опережающего развития?

Хотите больше качественных статей? Добро пожаловать в наш архив.