Исследовательская работа по оценке потенциала дистанционных технологий для использования их некоммерческим сектором в сфере образовании.

С 1 по 30 ноября Автономная некоммерческая организация «Студенческое научное общество» провела исследование по оценке потенциала использования дистанционных технологий для использования их некоммерческим сектором в сфере образования.

В 2020 году интернет проник во все сферы нашей жизни. Мы покупаем продукты дистанционно, дистанционно общаемся, и даже влюбляемся. Но насколько эффективна система дистанционного образования? На сегодняшний день в малых городах России проживает более шестидесяти миллионов человек. Моногорода, небольшие поселки и деревни. В каждом из них уже сейчас есть доступный интернет, но зачастую нет даже базовых образовательных учреждений. Рядом с нами находится свыше двух с половиной миллионов людей с ограниченными возможностями. У этих людей есть объективные сложности, которые затрудняют им получение высшего или дополнительного образования. Но каждый из них заинтересован в формировании профессиональных навыков, необходимых любому человеку в современном мире. Из 140 тысяч НКО в России около 32 процентов сосредоточены именно на предоставлении образовательных услуг. И очевидно, что использование дистанционных технологий может позволить НКО помочь этим людям. Но насколько дистанционное образование эффективно в данный момент и какие перспективы его развития существуют в обозримом будущем?

С середины марта 2020 года ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга начали переводить студентов в дистанционный формат обучения. Для многих ВУЗов это оказалось большим испытанием. Пришлось потратить немалое количество времени для адаптации студентов и персонала к новому формату. Далее будут представлены результаты опроса и статистических данных, на основе которых можно сформировать оценку дистанционного образования в России по мнению обучающихся.

Нами были опрошены 250 респондентов: студенты бакалавриата и магистратуры в возрасте от 17 до 26 лет из различных регионов России. Основную часть опрошенных составили студенты бакалавриата 1 и 2 курса в возрасте от 17 до 22 лет ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга.

Всего опросе принимали участие представители как мужского (46,2%), так и женского (53,8%) пола в возрасте «17-18» — 54,2%, «19-20» — 34,0%, «21-22» — 8,7%, «23-24» — 2,4%, «25-26» — 0,4%.
Обучающиеся 1 курса бакалавриата составили 66%, 2 курса бакалавриата – 13%, 3 курс бакалавриата – 5,5%, 4 курс бакалавриата – 2,8 %, оставшуюся часть (12,7%) респондентов составили студенты магистратуры и аспирантуры.

Основные результаты данных по опросу

  1. Отвечая на вопрос о предварительной готовности к переходу на дистанционный формат обучения, 60% опрошенных отметили, что в их ВУЗах существовала практика проведения онлайн лекций, практических занятий или курсов еще до начала пандемии. Но некоторые ВУЗы все равно столкнулись с некоторыми возникающими проблемами, которые удалось быстро и оперативно решить. Таким образом, 78% респондентов положительно оценили готовность перехода ВУЗов на дистанционный формат обучения.
  • Согласно статистическим данным, более половины населения России проживают в малонаселённых городах. В виду этого они столкнулись с большим количеством проблем при переходе на онлайн формат обучения, таких как нестабильное интернет-соединение и техническая неоснащённость.
  • Помимо проблем с техническим оснащением, многие студенты столкнулись и с психологическими факторами.

Таким образом, 58,1% опрошенных отметили большое количество отвлекающих моментов, многие из которых приводили к проблемам с самоорганизацией и лени (данный вариант выбрали 60,9% респондентов).

  • В результате данных проблем, у многих студентов возникают вопросы касательно снижения стоимости обучения. Исходя из результатов опроса 87% студентов считают, что онлайн формат обучения должен быть дешевле традиционного, 12% выступают за сохранение цен и только 1% опрошенных воздержались от ответа.
  • На данном этапе встает вопрос о дальнейшем использовании, развитии, а также об эффективности дистанционного обучения. 22,8% респондентов считают традиционный формат обучения единственно возможным (в частности, респондентами была отмечена сложность получения образования в сфере медицины и искусства в режиме онлайн), 23% поддерживают внедрение дистанционного формата в систему высшего образования. И более половины опрошенных (54,2 %) считают, что смешанный формат идеально подходит для обучения в ВУЗах.

Итоги исследования

1) На данный момент большинство конечных потребителей сферы образовательных услуг отмечают ухудшение их качества по сравнению с более традиционными методами.

2) Отсутствует единая сетевая инфраструктура, а также отраслевые стандарты для организации и проведения полноценной образовательной деятельности в дистанционном формате.

3) Наблюдается значительный спад интереса рынка к мероприятиям и образовательным программах в дистанционном формате.

4) Дистанционное обучение не является полноценной альтернативой традиционному образованию, однако существуют исключения: сфера информационных технологий и образовательных программ, направленных на получение узкоспециализированных практических навыков в сфере интеллектуального труда.

Команде исследования видится целесообразным разработать конкретные рекомендации по формированию единой среды дистанционного образования на основании оценок опросных групп. А также оценить изменения паттерна восприятия онлайн образования после снятия коронавирусных ограничений.