Перепланировка жилых помещений: нормативная база и права жильцов

Приглашенный внешний эксперт
Михаил Владимирович Ушаков

кандидат технических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

Михаил Владимирович! Как Вы можете охарактеризовать нынешнее состояние дел, связанное с осуществлением гражданами своих прав на внесение изменений в планировку принадлежащих им жилых помещений в многоквартирных домах?

 

С принятием в 2005 году Жилищного Кодекса РФ в этой сфере стало гораздо больше порядка, а именно: появились прописанные в законе четкие определения и формулировки, что можно считать перепланировкой, а что к таковой не относится, какие могут быть основания для проведения работ по перепланировке квартир и на основании чего может быть отказано в перепланировке.

Говоря о законодательстве, регулирующем вопросы, относящиеся к теме нашей беседы, хотелось бы выделить три уровня нормативно-правовых актов: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень в этой иерархии представлен Жилищным Кодексом РФ и Правилами о нормах технической эксплуатации жилищного фонда, которые были утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170. Жилищный Кодекс в главе №4 содержит пять статей (ст.25 – 29), в которых достаточно подробно описаны виды перепланировок, допускаемые в жилых домах, порядок завершения перепланировок и ответственность за самовольную перепланировку жилого помещения. Но в Жилищном Кодексе нет перечня всех разрешенных видов перепланировки квартир. Эту задачу законодатель частично передал Правительству РФ в лице Госстроя и отдельные вопросы были переданы на региональный уровень.

В правилах, утвержденных постановлением Госстроя четко определено, что перепланировка жилых помещений включает: расширение жилых помещений за счет вспомогательных, то есть нежилых помещений; перенос и разборку перегородок; разукрупнение или укрупнение помещений в границах квартиры.

Одновременно правила содержат перечень работ, которые категорически запрещены в многоквартирных домах. К ним относятся такие работы, как снос несущих конструкций здания или работы, ведущие к нарушению целостности его конструкций; работы, приводящие к ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов зданий и некоторые другие виды работ. К региональным нормативно-правовым актам можно отнести закон Санкт-Петербурга от 05.05.2006 г. №221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга». В ст.4 действующей редакции этого закона зафиксировано, что согласованием переустройств и перепланировок помещений в многоквартирных домах занимаются органы исполнительной власти.

Другой нормативный акт регионального уровня – постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 г. №112 «О создании межведомственных комиссий при администрациях всех районов города» делегирует ряд полномочий по контролю за исполнением федерального и регионального законодательства уже на местный уровень.

Таким образом, можно утверждать, что на данный момент создана и продолжает совершенствоваться правовая и нормативная база для реализации гражданами нашей страны и Санкт-Петербурга, в частности, своих прав на перепланировку, принадлежащих им на правах собственности или по договорам социального найма жилых помещений.

Благодарим Вас, Михаил Владимирович, за детальный ответ. В следующем интервью мы поговорим о процессе получения согласования на проведение перепланировки жилых помещений в многоквартирном доме.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».