Трудовые навыки будущего

Приглашенный внешний эксперт
Козырева Лариса Дмитриевна

доктор философских наук
профессор кафедры связей с общественностью и социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

 

Лариса Дмитриевна, в чем разница между понятиями «компетенция» и «навык»?

В современных научных работах применяются различающиеся по смыслу понятия «компетенция» и «навык». Несмотря на многочисленные дискуссии в научной литературе по поводу содержания данных дефиниций, совершенно очевидно, что первое понятие гораздо шире, чем второе.

Какой термин сегодня употребляется чаще?

В англоязычных источниках чаще всего употребляется понятие «skills», которое трактуется как способность выполнять определенную задачу с запрограммированным результатом.

Тогда в чем специфика понятия «skills»?

В научной литературе различают «soft skills» и «hard skills». Первая категория – это совокупность навыков, которые обозначаются как «мягкие», «гибкие», «надпрофессиональные», «неспециализированные» и т.д. Это социальные навыки, связанные с личностными качествами и способностями работника. В противоположность – hard skills – «жесткие», «твердые», «профессиональные», «специализированные» навыки. Это навыки, основанные на технических знаниях и отражающие квалификацию человека в какой-либо сфере деятельности.

Лариса Дмитриевна, какие навыки будут востребованы в будущем?

Попытки прогнозирования социально-экономических процессов, и особенно развития необходимых трудовых навыков, – это значительная часть исследований, посвященных миру будущего. В частности, можно назвать опубликованную в 2011 г. работу «Института будущего» (IFTF), где на основе многолетних исследований сделан прогноз развития «десяти трудовых навыков для будущего». К числу последних были отнесены: создание смысла (sense-making); социальный интеллект (social intelligence); гибкость и адаптивность мышления (novel and adaptive thinking): межкультурная компетентность (сross сultural сompetency); аналитическое мышление (computational thinking); новая медиаграмотность (new media literacy); трансдисциплинарность (transdisciplinarity); проектное мышление (desing mindset); управление когнитивной нагрузкой (cognitive load management); виртуальное сотрудничество (virtual collaboration).

Благодарим за интервью, Лариса Дмитриевна, в следующем выпуске мы поговорим о спросе на профессиональные навыки.

 

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».