Стратегирование новых областей и объектов: объективная необходимость или модный тренд?

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» Современного научного журнала «Скиф»

 

 Александр Александрович, стратегирование все чаще используется на уровне компаний, регионов и даже целых стран. Как объяснить этот феномен?

Стратегирование новых областей и объектов постоянно находится в центре внимания российских и зарубежных ученых. В последние годы проводятся исследования в области национальных и региональных стратегий, научных и инновационных, экономических и финансовых, экологических, а также стратегий секторов экономики (отраслевые, образовательные, культурные). Не остается без внимания такое направление исследований, как корпоративные стратегии. Причину популярности стратегирования следует искать в том, что все наше будущее – общественные ценности и интересы не могут успешно достигаться без научно обоснованных стратегий.

Нужно ли понимать, что общественные ценности и интересы служат главным ориентиром разрабатываемых стратегий?

Важно учитывать, что научно обоснованные пути реализации ценностей и интересов людей должны строиться на основе реализации обеспеченных всеми видами ресурсов приоритетов. Я уже отмечал в интервью Вашему изданию, что в соответствии с теорией стратегирования, стратегическими национальными приоритетами считаются те, в которых у страны имеются или могут быть сформированы за короткий срок конкурентные преимущества. Так как в данной ситуации появляется возможность обеспечения опережающего, а не догоняющего развития, именно на таких приоритетах необходимо сконцентрировать ресурсы.

Какое влияние на многонациональные структуры, правительства разных стран, крупные и средние компании оказывают глобальные и региональные тренды?

При создании стратегии обязательно анализируются глобальные тренды. Они оказывают существенное влияние на все уровни стратегий: национальные, региональные, а также стратегий секторов экономики и корпоративные стратегии. Системное отслеживание трендов и закономерностей различного масштаба может потенциально оказать влияние на долгосрочное социально-экономическое развитие.

Действительно ли при определении приоритетов развития следует пользоваться специфическими видами стратегического анализа?

Конечно, обычно используется OTSW-анализ. При определении приоритетов любого развития необходим анализ возможностей, угроз и рисков, анализ существующих проблем. Традиционный SWOT-анализа, авторство которого принадлежит Альберту С. Хамфри,  в XXI веке утрачивает свою актуальность из-за возрастания числа перспективных «catch up strategies».

Благодарю Вас за интервью, теперь становится понятным объективная востребованность стратегирования и его аналитических инструментов.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».