Ивашко К.С, Информатизация процесса обучения // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — №6. — С. 4-7.

 

Информатизация процесса обучения

Training process informatization

Ивашко Кристина Сергеевна,
ведущий специалист отдела КИТ
Государственное учреждение
«Институт проблем искусственного интеллекта»
83048, г. Донецк, ул. Артема, дом 118 б.

 

Ivashko Christina
leading specialist of department KIT
Public institution»Institute of problems artificial intellect»
83048, Donetsk, Artema st., 118-b.

 

Аннотация.
В статье рассматривается включение информационных ресурсов в процесс обучения как новый шаг в модернизации процесса обучения, влияние и эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе, способы информатизации процесса обучения.

Annotation.
The article deals with the inclusion of information resources in the learning process as a new step in the modernization of the learning process, the impact and effectiveness of the use of information technologies in educational process, methods of information of the learning process.

Ключевые слова: информатизация; информационные технологии, процесс обучения; образовательный процесс.

Key words: informatization; information technology, the learning process; educational process.

Образовательный процесс – это специально созданное, развивающееся в границах определенной системы взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности.

Информатизация – это процесс, который связан с постоянным совершенствованием познавательных знаний, умений и рассчитан на активное использование программных средств учебного назначения и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности. Современный уровень образовательного процесса постоянно ставит перед образованием все более сложные задачи. Принципиально новый уровень в системе образования связан именно с применением информационных технологий.

В настоящее время необходимо отталкиваться от современных подходов в образовании, одним из таких подходов является использование средств информационных и коммуникационных технологий, которые  повышают эффективность и качество образовательного процесса в самых разных его аспектах, другими словами происходит модернизация системы образования.

Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям. Модернизация – это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми, данный термин применительно к образованию должен означать преодоление, а также замену традиционных ценностей, генерирование новых форм и методов обучения. В данном аспекте можно рассматривать включение информационных ресурсов в процесс обучения как один из этапов в комплексной модернизации системы образования.

Цель статьи: определить наиболее важные практические аспекты применения информатизации в образовательном процессе.

Для реализации цели исследования были обозначены следующие задачи:

– рассмотреть способы информатизации процесса обучения;

– проанализировать эффективность использования в системе образования.

Актуальность освещения данного вопроса заключается не только в рассмотрении модернизации системы образования, но и взаимосвязи всех участников учебного процесса, готовности учителя и учащегося к новшествам технической образованности, результативности применения  новой информационной технологии обучения, которое зависит от профессиональной компетенции педагога.

Использование информационных технологий на уроках принципиально меняет характер деятельности педагога, структуру урока, так как возникает необходимость разработки  «учебных материалов нового поколения». Научная новизна работы заключается в том, что рассмотреть информатизацию как некий процесс в системе обучения, его соответствие современным потребностям общества; инструментарий, который предусматривает формирование неординарного мышления и творческого потенциала у учащихся; зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

Педагоги должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют государственным стандартам обучения, учебному плану, содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, а также при построении системы урока учитывать индивидуальные особенности учащихся (их физическое и психологическое состояние), оптимальное взаимодействие в управлении и самоуправлении учебно-познавательной деятельности на уроке, простоту использования информационных технологий, прогнозировать результаты обучения.

Результаты. Рассмотрим примеры использования информационных средств на уроке. Прежде всего, необходимо отметить, что персональный компьютер (ПК) представлен как источник учебной информации, как наглядное пособие с возможностями мультимедиа, индивидуальное информационное пространство, способствующий освоению компьютерных технологий и программ и получения нужной информации из различных источников. Использование компьютерных элементов на уроке, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Урок с использованием медиатеки, обучающих компьютерных программ, электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, использование блок-схем с иллюстративным материалом, использование викторин и игр, прослушивание аудио- и видеозаписей и т.д. развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета.

Кроме того, необходимо отметить, что при использовании информационных средств в процессе обучения, учитель, с одной стороны, решает основные дидактические задачи с помощью цифровых образовательных ресурсов, создает некую организацию внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.), а с другой стороны, происходит индивидуальное наблюдение за каждым учащимся (один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики в системе образования).

Принимать участие в учебном процессе таким образом могут и учащиеся и учитель, то есть планируя урок, учитель может смоделировать некую проблемную или дискуссионную ситуацию и разбив учащихся на группы или индивидуально понаблюдать за тем, как решается та или иная задача, например при закреплении уже изложенного материала можно попросить подобрать фотоматериал и с помощью слайдов выстроить ассоциативный ряд и представить в виде проекта (если это будет групповая работа попросить каждую группу оценить своих «соперников», выстроив таблицы или блок-схему).

Отличительными особенностями использования информационных средств на уроке являются

  • повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;
  • повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения;
  • возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся;
  • достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически),
  • возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;
  • реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы;
  • обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.

При использовании компьютерных технологий повышается мыслительный уровень учащихся за счет включения в процесс обучения создание и реализация собственных проектов, и таким образом учитель может прослеживать и анализировать уровень владения информационными технологиями каждого учащегося, создавать систему учёта достижений учащихся, оказание индивидуальной помощи.

Заключение. Компьютеры и средства коммуникации являются теми технологическими достижениями, которые радикально изменяют все стороны жизнедеятельности человека. Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, что дает  учителю расширить возможности учебного процесса, сделать этот процесс не только эффективным и разнообразным, но так же повысить интерес к обучению.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.

При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.