Повышение энергоэффективности на объектах жилищно-коммунального хозяйства – стратегически важная задача

Приглашенный внешний эксперт
Козырев Александр Александрович

кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
консультант-практик в сфере стратегирования
автор более 100 статей, монографий и учебников в различных областях экономики и управления

 

Приглашенный внешний эксперт
Михаил Владимирович Ушаков

кандидат технических наук
доцент кафедры менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

 

 

 

С экспертами беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

 

Александр Александрович, в 2008 году была поставлена стратегическая цель снизить через двенадцать лет энергоёмкость валового внутреннего продукта на сорок процентов. Реализуется ли это на практике?

А.К.: Действительно, такие показатели были сформулированы в послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации. Однако, по словам Александра Новака с 2008 года общее снижение составит к 2019 году всего 13%. Это вызвано низкими темпами роста ВВП, структурными изменениями экономики, которые реализованы лишь фрагментарно.

Михаил Владимирович, как, по Вашему мнению, открыта ли дорога для осуществления практических мероприятий в области энергосбережения?

М.У.: Реальная работа Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ показала, что дорога для осуществления практических мероприятий в области энергосбережения открыта. Начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного), производится с ежегодным снижением на 3%. Экономия, полученная сверх 3% остается в распоряжении организации и может быть направлена на увеличение фонда оплаты труда. Эта мера может служит хорошим стимулом для бюджетных организаций на осуществление энергосберегающих мероприятий. В зданиях, в которых размещаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечить мероприятия по оснащению этих зданий, строений и сооружений приборами учета потребляемых ресурсов, а также ввод этих приборов учета в эксплуатацию.

Александр Александрович, как проходила реализация данных целевых установок на уровне жилищного хозяйства?

А.К.: Как известно, собственники жилых домов и собственники жилых помещений в многоквартирных домах были обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, природного газа, тепловой энергии, электроэнергии, а также ввод и содержание установленных приборов в эксплуатации. При этом, многоквартирные дома в указанные сроки должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергоресурсов, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета потребляемых воды, газа и электроэнергии. Примечательно, что об установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии идет речь лишь в отношении зданий, введенных в эксплуатацию после 1 января 2012 года, а дома после капитального ремонта оснащаются такими устройствами лишь при наличии технической возможности их установки.

М.У.: Основная задача, решаемая установкой приборов коммерческого учёта всех видов ресурсов – это борьба с их нерациональным потреблением. Однако резервы повышения эффективности от реализации мероприятий, предусмотренных федеральным законом №261-ФЗ кроются в использовании передовых технологий, направленных на снижение теплопотерь при транспортировке теплоносителя до конечного потребителя, улучшение качества питьевой воды, предотвращение утечек газа из магистралей и стабилизацию напряжения в электросетях. Наиболее важной из всех названных проблем, по нашему мнению, является модернизация системы централизованного теплоснабжения. На сегодняшний день борьба за экономию тепловой энергии заключается в лучшем случае в более качественной тепловой изоляции трубопроводов. Тем самым, по сути дела, обеспечивается не столько энергоэффективность, сколько технологические параметры процесса теплоснабжения. В крупных российских городах «миллионниках» до сих пор используются системы централизованного теплоснабжения, принципы построения которых относятся к 50-м годам прошлого века. В основе эксплуатации таких сетей используются технические решения, весьма далекие от современных технологий.

Существуют ли проблемы при проектировании энергоэффективных сетей?

А.К.: Перед проектировщиками коммунальных сетей теплоснабжения часто не ставится задачи по повышению энергоэффективности. Как следствие, потери при транспортировке теплоносителя превышают 30%, расход тепловой энергии на обогрев одного квадратного метра площади в Российской Федерации в разы выше, чем в Европе.

Можно ли решить все вопросы по сбережению установкой счетчиков на теплоноситель, воду и газ?

А.К.: Конечно нет. Например, в домах старой постройки, до 50% подаваемого на обогрев дома тепла, теряется через оконные и дверные проемы. Поэтому к управлению теплоснабжением как общественных, так и жилых зданий нужно подходить с научных позиций и все вопросы решать комплексно. Было бы наивным полагать, что установкой счетчиков на теплоноситель, воду и газ можно в одночасье решить все вопросы по сбережению этих ресурсов. Эти мероприятия лишь помогают лучше выявить возможный потенциал для их экономии.

Решение проблемы кроется только в том, чтобы рублем заставить потребителя закрывать кран, после того, как он воспользовался горячей или холодной водой?

М.У.: Разумеется, не только в этом, а в том, чтобы повсеместно заменять старые технологии поставки этих ресурсов на новые. Зарубежный опыт наших бывших республик, Латвии и Эстонии, свидетельствует об эффективности проектных решений, связанных с заменой центрального регулирования отпуска тепла на местное, с использованием индивидуальных тепловых пунктов. Это позволило нашим коллегам создать на постсоветском пространстве в Риге и Таллине весьма эффективную систему отопления и горячего водоснабжения зданий. Причем, потребители имеют возможность не только подсчитать, какое количество гигакалорий они должны оплатить по счетчику тепла, но и самостоятельно отрегулировать собственные потребности в тепловой энергии. Температура в помещениях регулируется автоматикой теплового пункта по температуре наружного воздуха.

Уважаемые эксперты, я благодарю Вас за интересное интервью. В следующем выпуске мы продолжим тему о стратегиях повышения энергоэффективности на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».