Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна

кандидат социологических наук
доцент кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС
консультант-практик в сфере HR и стратегирования
куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта
независимый HR-эксперт
член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

 

 

С экспертом беседует корреспондент рубрики «Санкт-Петербургский эксперт» журнала «Скиф», кандидат социологических наук
Жигулин Вячеслав Сергеевич

 

Юлия Паулевна, в чем отличие между современными PR и привычной всем рекламой?

Реклама — это не что иное, как покупка места или времени в СМИ (конечно, есть и другие рекламоносители). Если реклама использует ограниченные виды коммуникации, то PR-акции могут выступать в форме презентаций, распространения брошюр, новостей, различных специальных событий и т.д. Реклама направлена непосредственно на потребителей, в то время как PR-деятельность может быть адресована не только им, но и акционерам, лидерам общественных объединений, сотрудникам самой компании-клиента, властным структурам.

Реклама — это прямой способ воздействия на аудиторию, создание потребности в том или ином товаре. PR занимается политикой и имиджем организации-клиента. Функция рекламы — продать товар или услугу, а функции PR — обеспечить положительное восприятия деятельности организации, как среди сотрудников организации, так и в окружающей ее социальной среде (Dennis L. Wilcox, Phillip H. Ault, Warren K. Agee. Public Relations. Strategies and tactics. 5-th ed. 1997. P. 14-15).

По мнению Г.Л.Тульчинского «…Реклама обычно связана с определенным товаром и необходимостью его продвижения (promotion) на рынке, побуждая потребителя к его потреблению. PR же ориентирована на продвижение не товара, а фирмы, и не на рынке, а в обществе». И, наконец, за рекламу надо платить деньги, а PR может быть бесплатным. Так, если статья, написанная PR-специалистом, заинтересовала редактора газеты или журнала, то ее опубликуют бесплатно. Так же и на телевидении: если представитель какой-то организации интересен общественности, то его пригласят (или согласятся пригласить) участвовать в передаче, не требуя денежного вознаграждения, поскольку выгода будет обоюдная. Таким образом, реклама может выступать частью PR-кампании на ее определенном этапе для усиления воздействия на аудиторию, но не стоит отождествлять эти разные сферы деятельности.

 

Современный научный журнал «Скиф». Номер свидетельства о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 66733. Номер договора о включении издания в РИНЦ: 496-09/2016. Журнал включен в каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».