Неверов А.П. Проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — №6. — С. 28-33.

Проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях

Problems of counteraction to the ideology of extremism and terrorism in the educational institutions

 

Неверов Александр Петрович,
аспирант кафедры педагогики и методики
профессионального образования,
ассистент кафедры социально-
культурной деятельности,
 начальник службы безопасности,
ГБОУ ВО «Белгородский государственный
институт искусств и культуры», Россия, город Белгород,
e-mail: newerow.alek@yandex.ru

 

Neverov Aleksandr Petrovich,
a graduate student of the department of pedagogy
and methodology of professional education,
assistant of the department of social
and cultural activities, the security chief,
GBOU IN «Belgorod State Institute
of Art and Culture», Russia, Belgorod,
e-mail: newerow.alek@yandex.ru

 

Аннотация.
Статья содержит анализ существующих проблем противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях Российской Федерации. Особое внимание акцентируется на необходимости создания комплексной системы противодействия, основанной на уровневой основе, учитывающей возрастные психологические особенности субъектов образовательной деятельности. Автором предложен механизм реализации и координации деятельности по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях.

Annotation.
The article analyzes the existing problems of counteraction to the ideology of extremism and terrorism in the educational institutions of the Russian Federation. Particular emphasis is placed on the need for a comprehensive counter system based on tiered basis, taking into account the psychological characteristics of the age of subjects of educational activity. The author suggests a mechanism for the implementation and coordination of activities to combat the ideology of extremism and terrorism in the educational institutions.

Ключевые слова:  идеология, терроризм, экстремизм, противодействие идеологии экстремизма и терроризма.

Key words: ideology, terrorism, extremism, countering extremism and terrorism ideology.

 

Одним из важнейших вызовов современному обществу является угроза экстремизма и терроризма. Эта проблема не отдельно взятого государства, а всего международного сообщества в целом. Создание в ООН (организация объединенных наций) контртеррористического комитета (КТК) подчеркивает актуальность угрозы терроризма и экстремизма. Для укрепления усилий международного  сообщества по борьбе с терроризмом была выработана Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций.

Российская Федерация является одним из лидеров в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Однако одной борьбы не достаточно. На государственном уровне имеется четкое представление, что противостоять экстремизму и терроризму только силовыми способами не получится. Общество уже давно перешло в информационную эпоху, что в свою очередь позволяет радикальным идеям, словно вирусу проникать на различные расстояния.

Экстремизм и крайнее его проявление – терроризм, не формируются на «голом» месте. В их основе лежит экстремистская идеология. Поэтому, на государственном уровне Российской Федерации осознана необходимость более широкого противостояния экстремизму и терроризму, чем только борьба с ним. Борьба предполагает уже готового противника, с устоявшимися жизненными ориентирами и стереотипами, со своим мировоззрением. «Отсекая гидре одну голову, на ее месте вырастают две новые».

В этой связи, противодействие идеологии экстремизма и терроризма становится важнейшим направлением деятельности не только государства, но и всего общества в целом. Так, в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ, отмечается:     «предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

а) создание системы противодействия идеологии терроризма;

б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов».[1]

И как видно из перечисленных направлений, на первом месте стоит создание системы противодействия идеологии терроризма. Хочется отметить, что речь идет именно о системе. Любое осуществляемое мероприятие должно лежать в контексте системы с четким пониманием его роли и влияния.

26 апреля 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, целью реализации которого является снижение уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность. Данный план наметил основные пути, направленные на формирование у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма. В частности, это разработка и внедрение в учебный процесс образовательных организаций учебных материалов, раскрывающих преступную сущность терроризма, а также включение в учебно-методическую литературу разделов с разъяснением угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.

Однако проблема существует как раз не в нормативном обеспечении противодействия идеологии терроризма и экстремизма. На государственном уровне разработано достаточное количество нормативных документов. Вопрос в механизме реализации целей и задач, закрепленных в этих документах. Как известно, одним из направлений профилактики терроризма является – создание системы противодействия идеологии терроризма. И, безусловно, образование должно быть краеугольным камнем этой системы. Образовательная деятельность – это не только формирование знаний, навыков и умений, это развитие человека как личности.

Не случайно, идеологами экстремизма и терроризма делается ставка на молодых людей. Осуществлять вербовку молодежи, у которой окончательно еще не сформировалось мировоззрение, является более эффективным средством, чем скажем в отношении людей с устоявшейся психикой. Учитывая увеличение информационно-коммуникационных возможностей, включая сеть Интернет, вербовочный процесс становится более эффективным. Переход к невербальной форме вербовки и использование онлайн-среды позволяет экстремистам рекрутировать в свои ряды все больше сторонников практически из любой точки земного шара, оставаясь при этом инкогнито. Методы воздействия на потенциальных членов экстремистских организаций основываются на достижениях психологии и социологии. Это означает только одно, что идеологи экстремизма и терроризма хорошо знают свое дело, являются профессионалами.

Закономерен вопрос – как осуществлять противодействие тем методам и средствам, которые используются целенаправленно и на профессиональной основе.

Система образования не формирует личность против чего-либо, а напротив, направлена на всестороннее развитие в позитивном ключе. Открытое противопоставление в стиле удар на удар присуще силовым ведомствам, осуществляющим именно борьбу с терроризмом. Вывод напрашивается один – необходимо создать такую систему, которая бы действовала на упреждение. Включение учебно-методической литературы, раскрывающей преступную сущность идеологии экстремизма и терроризма, в образовательную деятельность, не должно являться панацеей от всех болезней. Это может быть лишь частью системы противодействия. Нельзя не учитывать, что российская система образования является многоуровневой. Обучающиеся отличаются друг от друга возрастом, а соответственно и наличием тех или иных знаний, состоянием психики, эмоциональным восприятием. Это накладывает определенные сложности. С одной стороны, для каждого уровня должна быть создана своя, скажем подсистема, которая должна плавно перетекать на следующий уровень. С другой стороны, система должна быть взаимосвязана с образовательной деятельностью.

Другой вопрос, проблемы создания системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, кто должен внедрять ее в образовательные организации, кто должен разрабатывать предупредительные мероприятия и осуществлять их непосредственную реализацию. Если эти функции возложить на сотрудников, чьи основные функции совершенно иные, то возникает вопрос в переподготовке. А кто осуществляет эту переподготовку, что это за специальность.

Часть из этих вопросов обсуждалась в восьмом выпуске журнала Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет «ОБЗОР. НЦПТИ». В частности, было отмечено: «…Вопросы противодействия идеологии терроризма рассматриваются не во всех учебниках и учебно-методических материалах, входящих в перечень рекомендованных Минобрнауки России для использования в образовательном процессе. В частности, такие разделы отсутствуют в 21 учебнике по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Не все созданные на федеральном и региональном уровнях методические материалы используются организациями высшего и общего образования. В рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не отводится достаточного времени на изучение способов противодействия путям и средствам вовлечения подростков в террористическую деятельность. Кроме того, учебный материал не всегда соответствует возрастным особенностям учащихся. Так, например, в отведенные на предмет ОБЖ часы школьникам преподают основы организации системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Наверное, это неплохо для общего развития. Однако непонятно, какое отношение имеет рассказ о Национальном антитеррористическом комитете, антитеррористических комиссиях и оперативных штабах, которые являются элементами системы противодействия терроризму в стране, собственно к практическим вопросам безопасности жизнедеятельности конкретного школьника. В то же время вопросы противодействия вовлечению в террористическую деятельность, правила безопасного поведения в интернете не изучаются или рассматриваются очень поверхностно…Невысоким остается уровень подготовки педагогов по вопросам профилактики терроризма. В этой связи следует организовать системную подготовку преподавательского состава государственных (а в перспективе – частных и религиозных) образовательных организаций с тем, чтобы педагоги в процессе общения могли своевременно и эффективно выявлять признаки радикализации среди молодых людей, квалифицированно и ненавязчиво доводить до них информацию о способах вовлечения в террористическую деятельность и методах противодействия вербовщикам…».

В очередной раз подчеркивается необходимость создания в образовательной деятельности именно системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма с определенными узловыми механизмами и центром. Такая работа должна осуществляться не только на уровне Минобрнауки РФ, но и на региональных уровнях. Активно в этот процесс необходимо включить высшие учебные заведения. Они в настоящий момент могут сыграть ключевую роль в решении этого вопроса. В качестве объекта вербовки идеологов экстремизма выступает именно студенчество как наиболее прогрессивная часть молодежи, ее авангард. Поэтому вузы способны не только заниматься самозащитой, но и формировать необходимый опыт. Высшие учебные заведения располагают мощнейшим инструментарием – профессорско-преподавательским составом. Его научный, творческий и культурный потенциал должен быть использован. Авторитет педагога – мощнейшее оружие, которое необходимо умело использовать.

Автором было предложено создание в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» Центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма (далее Центр). Вуз должен стать некой экспериментально-научной площадкой для Центра, который должен стать связующим звеном между учреждениями системы образования Белгородской области. На начальном этапе цель деятельности Центра – формирование у студентов и работников вуза устойчивых мировоззренческих установок непринятия деструктивной идеологии, к которой относится и идеология экстремизма и терроризма. Основные планируемые направления деятельности Центра:

— информационно-аналитическая;

— методическая;

— мотивационно-формирующая.

Среди ожидаемых результатов деятельности Центра:

— создание в вузе системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма;

— повышение уровня компетенции работников и студентов вуза в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма;

— формирование у студентов и работников вуза мотивировочных установок к общественно-полезному поведению;

— организация образовательного кластера противодействия идеологии экстремизма и терроризма на территории Белгородской области.

Создание Центра – это переход от несистемных мер, порой случайных, к стратегическому мышлению. Для реализации поставленных задач Центр привлек бы научно-творческие ресурсы вуза и области. Разработка Стратегии и тактических решений ближней перспективы не возможны без участия ученых и представителей правоохранительных органов. Своего рода Центр – это и разработчик, и координатор, и аналитик.

Необходимость создания такого Центра была отмечена руководством Белгородского института искусств и культуры. Возможно, в ближайшее время этот проект воплотится в жизнь.

Безусловно, что создание подобных Центров не является единственным решением проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Создание целостной картины мира у обучающегося также является необходимым элементом в противодействии деструктивной идеологии. Систематизация жизненного опыта может проходить в онлайн-среде интернет-пространства или в образовательном учреждении. Экстремистские идеологи с удовольствием пользуются смещением акцентов системы образования с воспитательных функций в сторону оказания услуг.

Если обратиться к вопросу о внедрении учебных материалов в образовательную деятельность, то здесь проблемой выступает само направление подготовки. В рамках, какой учебной дисциплины (дисциплин) будет внедряться учебно-методическая литература, раскрывающая сущность идеологии экстремизма и терроризма. Напрашивается ответ, что в рамках – основ безопасности жизнедеятельности (БЖД). Но насколько дополненная новым разделом дисциплина будет соотноситься с другими учебными дисциплинами. Даже создание отдельного курса по противодействию идеологии экстремизма и терроризма будет нуждаться в согласованности с другими предметами, что внесет соответствующее изменение учебного расписания. Готовы ли учебные заведения к этому?

Автором в рамках учебной дисциплины БЖД (безопасность жизнедеятельности) читаются лекции по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. Основная аудитория – это студенты первого курса. В рамках вводной лекции выясняется уровень знаний студентов, чтобы определить насколько эффективно ими может быть усвоен материал. Откровенно говоря, картина не очень радужная. С одной стороны, определенный уровень знаний имеется, но они не систематизированы, не выстроены в четкую мозаику. С другой стороны, некоторые дисциплины, необходимые для усвоения материала, ими еще не изучались. То есть, для формирования мировоззренческих установок непринятия экстремистской идеологии, необходима не только определенная последовательность изучения отдельных тем, но и учебных дисциплин.

Проведение различных культурно-массовых мероприятий в рамках профилактики экстремизма и терроризма, также как правило, не имеет четкой стратегии планирования во взаимосвязи с иными факторами. Очень часто они проводятся только для отчетности. От такой практики необходимо уходить в сторону системного подхода. Учебно-воспитательный процесс в данном направлении должен быть четко выстроен, со своими ориентирами и логикой развития.

В заключении хочется отметить, что сама постановка вопросов по проблеме противодействия идеологии экстремизма и терроризма, уже является позитивным моментом. Движение в этом направлении намечено: имеется достаточная нормативно-правовая база, есть осознание этой сложной проблемы. А значит и ее решение не заставит себя долго ждать.

[1] Ст.13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, 5 октября 2009 года.

0