Отношение жителей Калининграда к массовым социологическим опросам в России

Статья посвящена анализу представлений жителей города Калининграда о массовых социологических опросах в России. Основной акцент сделан на рассмотрении опросов с точки зрения использования их как метода манипуляции общественным мнением. Метод исследования — онлайн-анкетирование (N=317). В результате анализа полученных данных было выявлено, что мнения респондентов по вопросам доверия к опросам общественного мнения и их результатам разделились практически поровну. Большинство опрашиваемых узнают о результатах социологических опросов из интернет-СМИ и социальных сетей. Калининградцы считают, что формулировка вопроса в анкете может подталкивать людей к определенному ответу, а результаты опросов в России могут фальсифицироваться в чьих-либо интересах. Большая часть не способна определять достоверность результатов опросов и считает, что заказчики опросов способны искажать их результаты.

Ключевые слова: опросы, опросы общественного мнения, манипуляция, манипуляция опросами, Калининград, методология.

Введение. Сегодня сложно найти сферу человеческой жизни, которая бы не изучалась с помощью массовых социологических опросов общественного мнения. Результаты, полученные в ходе использования данного метода, помогают решить множество проблем: от бытовых вопросов отдельно взятого человека до функционирования общества. Политики, журналисты, ученые ссылаются на результаты опросов, проведенные социологическими центрами. Но доверяют ли массовым социологическим опросам общественного мнения рядовые граждане России? По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения  46% населения России считает, что опросы общественного мнения «безусловно, нужны», 40% — «скорее нужны».

Отношения к социологическим опросам

Однако на вопрос «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» 17% респондентов отвечает, что «безусловно, отражают», 47% — «скорее отражают». То есть совокупный процент тех, кто считает, что опросы общественного мнения нужны, составляет 86%, а совокупный процент тех, кто верит, что их результаты отражают действительные мнения граждан, — 64%. С чем же это связано? Ранее Фонд «Общественное мнение»  задавал следующий вопрос: «Почему вы считаете, что опросы общественного мнения не нужны?». Самые распространенные ответы: «это бесполезно, не меняет ситуацию в стране», «власти не прислушиваются к мнению людей». Но только ли с этим респонденты связывают недоверие к результатам опросов? На наш взгляд, проблема ещё может быть связана с тем, что люди допускают возможность использования опросов как способа манипуляции общественным мнением.

Под «манипуляцией» мы понимаем, во-первых, воздействие на респондента со стороны опроса, с целью исказить мнение интервьюируемого и затем получить от него информацию, которая будет отвечать интересам тех или иных лиц. Во-вторых, манипуляция — использование данных об общественном мнении, полученных с помощью опроса, с целью влияния на какие-либо социальные группы или общество в целом.

Манипуляция опросами осуществляется при помощи формулировок вопросов и ответов [3, с. 162-165, Начала практической социологии, с 263-272]; навязывания определённой проблематики респонденту [3, с. 168, Начала практической социологии, с. 168-170]; стремления скрыть или уменьшить количество результатов ответа «затрудняюсь ответить» [3, с. 164-165, Начала практической социологии, с. 257-258]; фальсификации результатов опросов и неверной публикации их в СМИ [Начала практической социологии, с. 260-262, 5, с. 212]; посредством сокрытия информации о построении выборки, датах проведения исследований, заказчиках и др., которая помогает определять достоверность и качественность проведённого исследования [6, с. 24-25, 5, с. 212], и других методов.

Особенность данной работы, отличающей её от исследований ВЦИОМ, ФОМ и Левада-Центра , это — акцент на рассмотрении опросов с точки зрения использования их как способа манипуляции общественным мнением. Теоретическому анализу проблемы посвящена статья «Опросы как способ манипуляции общественным мнением» , в которой были обозначены методы манипуляции опросами. В настоящем исследовании некоторые из этих методов были предложены для оценки респондентам.

В работе представлены результаты авторского эмпирического исследования, посвященного отношению жителей приграничного города к массовым социологическим опросам общественного мнения в России. Исследователями Ильиной Н. Е. , Шевченко О. А. , Кулаковым А. В.  отмечается, что в приграничных областях население больше подвержено манипулятивному влиянию. Это связывается со стремлением оказать влияние как со стороны приграничных государств, так и со стороны России в качестве ответной реакции на влияние из-за рубежа. На наш взгляд, изучение мнения жителей приграничной территории позволит выявить больше разнообразной информации по данной проблеме.

Отношения к социологическим опросам

В связи с этим выдвинуты гипотезы. Во-первых, большинство респондентов, проживающих на приграничной территории, способны определять достоверность результатов опросов, которые проводятся в России. Так как данные жители могут быть более восприимчивы к манипуляциям, из-за усиленного воздействия на них. Во-вторых, уровень недоверия респондентов к опросам и их результатам выше, чем уровень доверия к ним.

Метод исследования и выборка. Метод исследования — онлайн-анкетирование. Респондентами выступали жители Калининграда старше 18 лет. Участвовать в исследовании могли только те, кто дал развернутый ответ на вопрос-фильтр: «Знаете ли вы что такое опрос общественного мнения?».

Отбор респондентов проходил на калининградских интернет-ресурсах: в социальной сети «Вконтакте» («Косма подслушано», «Подслушано БФУ», «Социологическая лаборатория БФУ», «Красивый Калининград», «Подслушано в Балтоне» и др.), «Одноклассники» (группы с объявлениями: «Объявления в Калининграде», «Барахолка. Объявления. Калининград», «Калининград — Доска объявлений» и др.) «Яндекс. Район», «Клопс», форум «Нового Калининграда» и др. Опрос в них или публиковался на стене сообщества, или выкладывался в комментариях к опубликованному материалу, касающегося опросов. Дальше формировался методом снежного кома — по рекомендациям уже прошедших опрос респондентов.

Опрос проводился с 20.03.20 по 5.04.20 года. В ходе исследования было опрошено 317 жителей Калининграда (229 женщин и 88 мужчин).

Отношение калининградцев к массовым социологическим опросам в РФ. Отношение жителей Калининграда к массовым социологическим опросам общественного мнения в РФ было выражено через набор следующих индикаторов:

  • уровень доверия респондентов к опросам общественного мнения;
  • степень участия респондентов в опросах;
  • источники получения информации респондентами о результатах социологических опросов;
  • осведомленность респондентов о российских и калининградских социологических центрах;
  • мнение респондентов о возможности результатов опросов общественного мнения отражать действительное мнение граждан.

Отношение респондентов по вопросу доверия к опросам общественного мнения разделилось на две приблизительно равные группы: совокупный процент интервьюируемых, которые склонны доверять опросам, составляет 34,1%. Совокупный процент склонных не доверять — 37,5%. А затруднились ответить 28,4% респондентов (таблица 2).

77,6% калининградцев принимали до этого участие в опросе. Возможно, это означает, что респондентам
интересно участвовать в опросах, опросы сильно распространены в российском обществе и др.
Большинство респондентов узнает о результатах социологических опросов из электронных СМИ (интернет ресурсов) — 73,8% и социальных сетей — 77%. Меньшая часть опрашиваемых используют сайты социологических центров (8,8%) (таблица 3).

Респонденты в недостаточной степени осведомлены о социологических центрах, предложенных нами. Из российских социологических служб большинство респондентов знакомо — с ВЦИОМ, из калининградских — с Социологической лабораторией БФУ им. И. Канта. Отмечен высокий процент ответов «затрудняюсь ответить» — это может означать, что данное количество опрашиваемых не знакомо ни с одним из перечисленных социологических центров (таблица 4).

Разница в совокупном проценте между теми, кто считает, что результаты опросов общественного мнения отражают действительное мнение и теми, кто придерживается противоположной точки зрения, составляет 3,5%. То есть сформировались две группы респондентов, придерживающихся различных точек зрения в отношении данного вопроса (таблица 5).

В ходе корреляционного анализа было выявлено, что существует статистически значимая связь между доверием респондентов к опросам общественного мнения, которые проводятся в России, и мнением о возможности результатов опросов общественного мнения отражать действительное мнение граждан: чем больше респонденты доверяют опросам общественного мнения, которые проводятся в России, тем больше они считают,
что опросы общественного мнения отражают действительное мнение граждан (r=0,633, p=0,001). Возможно, данная связь может означать, что респонденты не поняли разницу между двумя этими вопросами. И поэтому, отвечая на вопрос о доверии, респонденты отвечали также и на вопрос о возможности результатов опросов отражать действительное мнение граждан. И это наводит на мысль, что первая формулировка, возможно, подобрана неудачно. Вместо неё стоило бы, например, задать вопрос «Нужны ли, на Ваш взгляд, опросы общественного мнения?».

Отношение жителей Калининграда к опросам как способу манипуляции общественным мнением.

Существуют разногласия относительно того, влияет ли публикация рейтингов тех или иных кандидатов в президенты на результаты выборов президента. Одни ученые доказывают, что не влияют, другие придерживаются противоположной точки зрения .

Мнения калининградцев также разделились практически поровну: одна половина считает, что публикация рейтингов тех или иных кандидатов в Президенты РФ влияет на результаты выборов Президента РФ, другая считает, что не влияет (таблица 6).

Проанализировав литературу, в которой опросы рассматриваются как способ манипуляции общественным мнением, мы пришли к выводу, что больше всего манипуляций опросами осуществляется при помощи формулировок вопросов и их результатами. Поэтому перед нами была задача — выяснить считают ли респонденты, что с помощью этих методов возможно манипулировать общественным мнением. Опрашиваемым задавался следующий вопрос: «На Ваш взгляд, может ли формулировка вопроса в анкете подталкивать людей к определенному ответу?». Данный вопрос ещё являлся первым вопросом-фильтром, ответив на который утвердительно, респондент переходил ко второму вопросу-фильтру, а ответы «нет» и «затрудняюсь ответить» отсылали опрашиваемых к «паспортичке» и завершению опроса. По результатам было получено, что подавляющее большинство респондентов считают, что формулировка вопроса в анкете может подталкивать людей к определенному ответу (таблица 7).

Второй вопрос-фильтр позволял выявить осведомлённость респондентов о возможности манипуляции
общественным мнением при помощи результатов опросов. Он был сформулирован следующим образом: «Как
Вы думаете, могут ли фальсифицироваться результаты опросов в РФ в чьих-либо интересах?». Результаты
показали, что, по мнению большинства респондентов, результаты опросов могут фальсифицироваться в чьих-либо интересах (таблица 8).
Специально разработанные вопросы-фильтры позволили избежать ситуации, когда респондентам
предлагается отвечать на определённую тематику, не знакомую им, или противоречащую их убеждениям, что приводит к навязыванию проблематики опрашиваемым. В данном случае проблематика — манипуляция общественным мнением при помощи опросов.

По мнению респондентов, результаты опросов в РФ искажают «заказчики тех или иных опросов» — 82,7%, «политики» — 73,8%, «СМИ» — 65,8%. «Социологические центры» меньше всего выбирались опрашиваемыми — 37, 6%. (таблица 9).

Следующие два вопроса касались выявления мнения респондентов относительно их опыта участия в опросах. Встречали ли они лично опросы, в которых вопросы были составлены таким образом, чтобы повлиять на ответ опрашиваемого. А если встречали, то могут ли они вспомнить кто проводил данный опрос, и какая у него была тема.

Результаты показали, что почти половина респондентов встречали опросы, манипулирующие общественным мнением (таблица 10).

Респонденты, кто встречал опросы, манипулирующие общественным мнением, отмечают, что большинство их тем было об отношении к политикам (19%) и о поправках к конституции (16%) (таблица 11). И эти же респонденты, утверждали, что такого рода опросы проводили «образовательные организации» — 30%, социологические центры («ВЦИОМ» — 25%, «ФОМ» — 15%). А также «обслуживающие компании (интернет- провайдеры, операторы мобильной связи)», «учреждения здравоохранения (стоматологическая клиника)», «муниципальный орган на уровне города» (таблица 12).

Среди респондентов, которые считают, что возможно манипулировать общественным мнением с помощью формулировок вопросов и результатов опросов, большая часть считает, что не могут определять манипуляции опросами (таблица 13).

Из тех, кто скорее и полностью могут определить достоверность результатов опросов, которые проводятся в России, большинство проверяет на достоверность данные опросов с помощью сравнения с другими опросами на эту же тему и ресурсами, на которых они публикуются (18%). С помощью наличия сопроводительной информации к опросу (15%), сравнения с реальностью (15%). Также ещё одним респондентом было отмечено, что необходимо «изучить тему, иметь в ней познания» (таблица 14).

Заключение. Цель данного исследования состояла в выявлении отношения жителей Калининграда к массовым социологическим опросам в России. В результате анализа научной литературы было сформулировано 2 гипотезы: 1) участники опроса в достаточной степени способны определять достоверность опросов и их результатов; 2) большинство респондентов не доверяет опросам общественного мнения и их результатам. Ни одна из них не подтвердилась.

По итогам онлайн-опроса выявлено, что респонденты неоднозначно относятся к опросам общественного мнения. Было получено практически равное количество ответов, касающихся доверия и недоверия к опросам общественного мнения, которые проводятся в России. Такой же результат был выявлен относительно мнений о возможности результатов опросом общественного мнения отражать действительное мнение граждан. Исходя из этого, был сделан вывод, что вторая гипотеза не подтвердилась.

Чуть более трёх четвертей респондентов участвовали когда-либо в опросе. Наименьшее количество интервьюируемых узнают о результатах опросов с сайтов социологических центров. Среди российских социологических центров респонденты больше всего знакомы с ВЦИОМ, среди калининградских — с Социологической лабораторией БФУ им. И. Канта.

Приблизительно равное количество ответов за и против того, что публикация рейтингов кандидатов в Президенты РФ влияет на результаты выборов Президента РФ. Большинство допускает возможность, что формулировка вопроса влияет на ответ, и результаты опросов могут фальсифицироваться в чьих-либо интересах. Заказчики опросов могут искажать результаты опросов в РФ. Почти половина опрашиваемых лично встречала опросы, в которых вопросы были составлены таким образом, чтобы повлиять на ответ. Из тех, кто встречал, большинство утверждает, что темы данных опросов касались отношения к политикам и внесения поправок к конституции. Организации — манипуляторы — образовательные организации и социологические центра (ВЦИОМ, ФОМ).

Большая часть респондентов не может определить достоверность результатов массовых опросов, которые публикуются в России, что опровергает первую гипотезу. Из тех, кто способен это сделать, проверка состоит в сравнении с другими опросами на эту же тему и с ресурсами, на которых они публикуются; в проверке наличия сопроводительной информации к опросу; в сравнении с реальностью.

В ходе корреляционного анализа мы выявили, что, чем больше респонденты доверяют опросам общественного мнения, которые проводятся в России, тем больше они считают, что результаты опросов общественного мнения отражают действительное мнение граждан.

Отношения к социологическим опросам

Результаты данного исследования могут быть направлены на совершенствование методики опросов, улучшение репутации среди населения об опросах, распространение информации, что с помощью опросов возможно манипулировать общественным мнением и др.

Чтобы повысить уровень доверия населения к опросам общественного мнения, необходимо: улучшить уровень образования социологов и работников СМИ, повысить требования отбора на данные должности. Создать независимые организации, которые бы контролировали социологические исследования и интерпретации их результатов в СМИ.

Повысить уровень способности населения определять опросы, манипулирующие общественным мнением, может проведение исследований по разоблачению недобросовестных опросов, поиск методов их проверки. Написание научных статей и освещение результатов в СМИ.

На наш взгляд, низкий процент узнавания населением информации об опросах с сайтов социологических центров — это серьезная проблема, так как СМИ могут недобросовестно интерпретировать данные массовых опросов, взятые с сайтов социологических центров. Фальсифицируя данные, подменяя понятия, не указывая сопроводительную информацию к опросу и др. . Поэтому, чтобы решить проблемы низкого процента узнавания населением информации об опросах с сайтов социологических центров и недостаточной осведомлённости о них, данным организациям необходимо больше вовлекаться в общественную жизнь, чаще публиковаться в СМИ, давать интервью, участвовать в каких-либо совместных проектах и др. Но при этом необходимо проинформировать население, что не все данные опросов могут добросовестно интерпретироваться СМИ, а достоверные результаты можно узнать на сайте социологического центра.

Определять достоверность результатов опросов, опубликованных в СМИ, необходимо с помощью сравнения интерпретаций, которые освещаются в статье, с данными на сайте центра, который проводил исследование. Журналистам перед тем, как публиковать результаты опроса, следует выяснять кто оплачивал опрос и зачем он проводился.

Отношения к социологическим опросам